С рождения до семи месяцев
С самого рождения ребёнок получает необходимую информацию, слушая окружающих и наблюдая за тем, как они общаются друг с другом. Вначале, его интересует тональность и громкость голоса. Если с ним разговаривать успокаивающе, он перестаёт плакать, так как чувствует, что его хотят утешить. На гневный окрик ребёнок может заплакать, поскольку по голосу поймёт, что что-то не так.
К четырём месяцам ребёнок начинает различать отдельные звуки, он начинает лепетать, используя многие ритмы и характеристики своего родного языка. Если внимательно прислушаться, можно услышать, как он повышает и понижает голос, как будто о чем-то заявляет или спрашивает. Когда ребёнок произносит узнаваемые слоги, повторяйте их ему, а затем говорите несколько слов, содержащие этот звук. Например, если он говорит «ба», говорите слова «бабушка», «банан», «бабочка», «барабан» и т.д.
Чем старше ребёнок становится, тем важнее участие матери в развитии у него языковых навыков. Ребёнку надо постоянно что-то рассказывать, разговаривать с ним. Не важно, что вы говорите. Если не знаете о чём говорить с младенцем, читайте стихи, пойте песни, говорите обо всём, что видите (какая погода, что окружает вокруг, что вы делаете (свои действия) и т.д.).
Если ребёнок к семимесячному возрасту не лепечет или не копирует никаких звуков, это может свидетельствовать о проблеме со слухом или с развитием языковых навыков. Важно знать, что ребёнок с частичной потерей слуха продолжает пугаться громкого шума или поворачивать голову в его направлении. Он может даже реагировать на голос матери, но у него будут сложности с воспроизведением речи. Если вы заметили, что ваш ребёнок не лепечет или не произносит различных звуков, сообщите об этом педиатру. Он должен дать направление к специалисту по детской оториноларингологии.
Для проверки слуха у маленьких детей используется специальное оборудование. Все новорожденные должны тестироваться на дефекты слуха.
К концу рассматриваемого периода ребёнок должен реагировать на своё имя. Начинает реагировать на слово «нет». Распознает эмоции по тону голоса. Произносит некоторые звуки. Голосом выражает радость и недовольство. Лепечет.
От восьми месяцев до одного года
К концу первого года жизни ребёнок начнёт указывать на то, что он хочет, рукой либо пальцем. Такое общение является временным, пока ребёнок учится, как высказываться словами. Малыш начинает произносить такие слова, как «мама», «папа», возможно и другие. Как только ребёнок поймёт, что сказал что-то осмысленное, он начинает употреблять слово «мама», чтобы позвать вас или привлечь ваше внимание.
Ещё раз повторю, что с малышом надо много разговаривать. Он будет понимать уже больше слов, чем вам кажется, ещё до того, как научится произносить слова. Показывайте ему игрушки, называйте их названия. Проверяйте ребёнка, спрашивая: «Где (название любимой игрушки)?» Если он посмотрит в сторону игрушки, значит, понимает сказанное. Выражайте свои мысли, или о том, что вы говорите ребёнку, простыми и конкретными предложениями. Старайтесь быть более последовательной. Если вы вчера на кошку сказали, что это кошка, не называйте ее киской завтра. Показывайте ребёнку детские книжки с картинками, желательно с картонными, матерчатыми, виниловыми страницами, которые малыш может переворачивать сам. Желательно также, чтобы в них были простые, но красочные рисунки знакомых ему вещей.
Читая ребёнку или разговаривая с ним, всегда давайте ему возможность подключиться. Задавайте вопросы и ожидайте на них ответа. Если ребёнок не хочет отвечать, а вы знаете, что он может, можно прибегнуть к хитрости. Например, я спрашиваю Мишу: «Как зовут куклу?» Обычно он всегда отвечает: «Ляля». Если молчит, то я говорю: «Ну, скажи, а то я забыла, как её зовут». Тогда Миша сразу отвечает: «Ляля».
Внимательно слушайте, что лепечет малыш. Это поможет вам определить слова, которые он понимает, а также увеличит вероятность распознавания смысла первых произнесенных им слов.
Дети все разные, не нужно сравнивать своего ребёнка с соседским этого же возраста. У некоторых к окончанию первого года жизни в словарном запасе имеется уже два – три слова. (По российским стандартам нервно – психического развития, к году ребёнок должен знать 8 – 10 слов типа «мама», «папа», «дай», «на», «гав» и т.п.) Если ребёнок экспериментирует с разными звуками, отличающимися по высоте и интенсивности, значит скоро заговорит. Чем больше вы будете реагировать на лепет малыша как на разговор, тем сильнее станете стимулировать его желание общаться.
В год ребёнок всё больше и больше внимания обращает на человеческую речь. Реагирует на простые словесные требования. Реагирует на слово «нельзя». Использует простые жесты, покачивания головой из стороны в сторону для обозначения «нет» и другие. Лепечет с интонацией. Говорит «папа» и «мама». Пытается копировать произношение слов.
Если дома говорят на двух языках, не волнуйтесь по поводу того, что это будет сбивать вашего ребёнка с толку. Исследование и опыт родителей показывают, что если очень маленькие дети постоянно слышат разговоры на двух или даже более языках, они усваивают их одновременно. В случае нормального развития языковых навыков у ребёнка, он может знать лучше один из языков, иногда вставляя слова из другого. В скором времени малыш станет отличать один язык от другого и будет общаться на обоих.
Чем раньше ребёнок столкнется с двумя языками, тем лучше он усвоит их. Двуязычный малыш, это ценное качество и умение, преимуществами которого он будет пользоваться в течение всей своей жизни. Учитывайте, что ребёнок, в семье которого общаются на двух или более языках начинает говорить гораздо позже, чем одноязычные дети. Хотя это не всегда так, учитывать этот факт стоит. Зато, когда двуязычный ребёнок заговорит, он заговорит сразу на двух языках. Некоторое время, хорошо понимая оба языка, малыш на одном из них может говорить лучше, чем на другом.
С уважением, Анастасия Шарапова
Спасибо за статью))
Прочитала и успокоилась))А то вокруг многие как-то возмутительно реагируют на то,что не говорит. Зато новые слова которые появляются, говорит очень четко и чисто. Мы вот выучили (я не имею ввиду мама, папа, дай…) Дятел (дяти), Алло, бабочка у нас как-то не совсем полностью (ба..ч/ш ка)…
Девочки, обычно, начинают разговаривать раньше, конечно мальчики потом наверстают все перриоды молчания, но именно до года больше говорят девочки. Мне кажется, что говорить о развитии или патологии речи в этом возрасте не стоит. Не стоит пугаться длительного молчания ребенка, просто все разные. Я это говорю опираясь на собственный опыт
Дети действительно все разные, но наблюдать за ребенком все же надо. Вдруг ребенок не говорит только потому что не слышит?! Много может быть причин молчания. Может быть короткая уздечка под языком, которую надо подрезать, поэтому ребенок может говорить нечетко или плохо, или не говорить вовсе. Если ребенок пытается хоть как-то изъясняться, говорит какие-то слова, но мало, то уже отлично. А, если не говорит совсем ничего, это уже плохо, и надо разбирать причины, почему так происходит?!
Я тоже в своё время понервничала, что сын плохо говорил. Но потом наверстал. Нужно больше разговаривать с малышом и больше читать.
Спасибо за ваш комментарий, согласна!
Настя, ты очень правильно пишешь, что если в семье разговаривают на двух языках, то ребенок их осваивает одновременно. Но лучше будет знать тот язык на котором говорит больше окружающих его людей.
Сложная штука, конечно воспитание ребенка, но очень приятная. Правда читая подобные статьи, не всегда получается все советы удержать в голове, и тогда на помощь приходит инстинкт. Большое спасибо за полезные советы, как будто слетал в прошлое и сравнил, как это было у нас, все ли мы так делали, как вы советуете, и оказалось примерно так все и было. Еще раз спасибо, в закладки, для прочтения перед следующим пополнением в семье.