В статье Задержка развития речи или задержка психического развития я хочу рассказать, как мы с ребенком прошли педагогическую комиссию и обследование.
В год и восемь месяцев оформляясь в детский сад, врачи специалисты интересовались сколько слов говорит ребенок. Сын говорил мало: папа, мама и еще пару слов и несколько подражательных звуков.
Педиатр посоветовала показать ребенка логопеду и неврологу. Невролог назначила лекарство Пантагам и повторно показаться в 2 года. Логопед задавала сыну массу вопросов: «Где собака, кошка, коза» и т.д. «Кто это? Что это?» Поставила диагноз «Задержка развития речи». Повторно показаться в 2-3 года.
Год отходили в 1-ю младшую группу обычного детского сада, перешли во 2-ю младшую.
Исполнилось 3 года, но у сына практически не было улучшения. Новые слова за год появились, но очень мало и незначительно. Повела его к неврологу. Врач назначила лекарство и дала направление на госпитализацию — обследование в больнице. Пришли с направлением на плановую госпитализацию в больницу, нас записали ложиться 15 декабря, а на дворе сентябрь.
Психолого-педагогическая комиссия в центре реабилитации и коррекции
Пошли к логопеду при поликлинике. Массу вопросов задавала ребенку. Самые главные вопросы, на которые ребенок 3-х лет должен отвечать это: «Как тебя зовут? Какая у тебя фамилия? Сколько тебе лет? Как зовут маму, сестру, брата?» Если на эти вопросы не ответил — все дурак! Мой не ответил, поскольку на тот момент говорил только «мама» и «папа», что с него можно было взять?! Логопед поняла, что ничего не вытащит и начала проверять его внимание, мышление и пассивный словарный запас. Просила сложить паззл, спрашивала кто изображен на картинках, как мяукает кошка (лает собака, мычит корова и т.д.). Просила показать на себе глаза, рот, нос, ноги, руки и другие части тела. В заключении написала — Активный запас слов 15-20. Пассивную речь понимает хорошо. Части тела показывает. Звукоподражает. Показана логопедическая группа. С этой справкой нас направила в Территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию по нашему району или по-другому еще называется Психолого-педагогический центр реабилитации и коррекции. Мы сразу туда сходили, мне дали телефон, по которому я должна звонить и узнавать, как попасть на комиссию. Я думала, пришел с этой справкой и дают место в логопедический сад или логопедическую группу, если такая есть при детском саде, который уже посещает ребенок. У нас в детском саду нет логопедической группы и нет логопеда.
Позвонила я по телефону, мне сказали перезвонить позже, у них было совещание. Я звонила еще и еще и наконец-то меня выслушали, но логопед поликлиники не котируется, сказали надо пройти логопеда у них в Центре и тогда будет понятно, надо ребенку проходить комиссию в коррекционный сад или нет. Записали нас к логопеду на конец сентября. С собой надо было принести медицинскую карту с поликлиники, свидетельство о рождении ребенка, мамин паспорт. У сына 21 сентября 3 года исполнилось, а 30 сентября он уже все начал говорить — прорвало, но речь не всегда понятная. «Л» и «Р» не произносит, звонкие согласные во многих словах меняет на глухие, шипящие либо не произносит, либо произносит плохо. Во многих словах вообще произносит ни те буквы, которые надо, но в общем, по интонации, можно понять, что сказал. Из самых интересных фраз и слов:
Кот в сапогах — кот кападак
Пингвин — пингин
Стройная, зеленая была — тотоная, еёная быва
Самокат — пакатат
Колготки — кадотки
Красивая — касивая
Корабль — кавабыль
Боюсь привидение — баюс пидиденина
Курица — куица
Смешарики — пататики
Черепаха — пипапака
Пирамида — мадаинда
Девять — деват
Восемь — осем
Орел — аёй
Вертолет — татоёт
Летит — итит
Хоть ребенка с речью прорвало, но на вопросы: «Как тебя зовут, сколько тебе лет…?» он не мог ответить, то ли стеснялся, то ли не знал как?!
Первый вопрос логопеда в Психолого-педагогическом центре с порога: «Как тебя зовут?» Сын опустил голову, развернулся и на выход. Она его остановила и начала играть с ним в игрушки, складывать паззл, пирамидку. Кое-что он сделал, а что-то либо не хотел, не знаю… Логопед сказала, что надо либо немного подождать, посмотреть динамику речи, либо мы сейчас заводим медицинскую карту в центре, проходить всех врачей специалистов для комиссии. С учетом, что я сама решаю в какой сад нам пойти или остаться в том, который ходим, решила не тянуть и все сделать сейчас.
На ребенка завели карту, где надо я поставила свои подписи, заполнила пару заявлений. Нам дали листок, на котором было написано каких специалистов надо пройти, когда и где. Логопед, невролог, психолог, дефектолог — в Центре. Логопеда мы уже прошли, остались все остальные. Разброс был колоссальный, на месяц-два запись. В поликлинике надо было пройти ЛОРа и окулиста. И в районном психо-неврологическом диспансере пройти психиатра. В принципе, все это не сложно. В логопедическом Центре нам расписали дату и время, когда прийти с ребенком. В психо-неврологический диспансер я позвонила и спросила, когда можно подойти — прием ведется ежедневно в порядке очереди. А, чтобы попасть к ЛОРу и окулисту, сначала пришлось взять у педиатра направления, потом позвонить в колл-центр и записаться на прием. Для кого-то покажется муторно, а у меня вся жизнь в таком темпе. Всех врачей вне Центра прошли сразу, а те, что в Центре — ходили туда долго. Каждый специалист задает одни и те же вопросы: «Как тебя зовут, сколько лет, фамилия» и другие. Дают задания сложить из кубиков что-нибудь, например, врач сама сложила из кубиков паровоз и попросила ребенка сделать точно такой же. Миша сделал, но не учитывал цвет кубиков, а ей надо было, чтобы он учел все детали, то есть поставил по цвету так как у нее. Были задания сложить паззл, пирамидку, рассказать, что нарисовано на картинке, какого цвета, формы и т.д. Не знаю почему, но Миша не всегда вел себя адекватно. Дома и в детском саду все замечательно, все расскажет, покажет, в Центре — молчит, его спрашивают, он отворачивается, ничего не говорит, и делать ничего не хочет, или говорит: «Не буду, не хочу…» У некоторых начинал что-то делать, но спросят что-нибудь, он молчит, как партизан, отворачивается, уходит, характер показывает. Все более или менее нормально воспринимали, пытались найти к нему подход, а дефектолог сказала, что он неадекватен и спросила, что нам сказали в психо-неврологическом диспансере, не предлагали ли оформить инвалидность?! Я была в шоке!
Каждый врач-специалист просматривал медицинскую карту и карту детского сада, чтобы быть в курсе истории болезни ребенка. Каждая спрашивала, как проходили роды. В родах сынок был обвит пуповиной, родился синий, была гипоксия.
Гипоксия — пониженное содержание кислорода в организме или в отдельных органах и тканях. (Википедия)
Из детского сада попросили принести характеристику. Характеристику пишут воспитатели. Написали положительную, что ребенок все делает по возрасту, со сверстниками и взрослыми общается, легко идет на контакт, в занятиях проблем не возникает и т. д., естественно указали, что ребенок плохо и мало говорит, в связи с этим его не всегда понимают взрослые и дети.
Когда все специалисты были пройдены, меня попросили звонить и узнавать, когда прийти за решением. На звонки ушел день, мне назначили прийти, но как оказалось не за решением, а за листиком, на котором была указана дата и время решения комиссии. Решение комиссии я получила 24 декабря, напомню, проходить мы её начали с 30 сентября. Решение было такое — ЗПР, направляется в коррекционный детский сад в группу ЗПР.
Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста. (Википедия)
Дали направление с нового учебного года с 01 сентября 2016 года в хороший детский сад компенсирующего вида, но я никак не думала, что поставят такой диагноз. Я знала, что у ребенка есть проблемы с логопедией, но не вижу у него проблем с мышлением, социализацией, ЗПР, и это не потому, что я его мама, и не вижу очевидного. Спорить не стала, выслушала массу советов, что мне надо больше заниматься с ребенком: «Мы понимаем вы многодетная мама, вам некогда, но найдите время на занятия». Вот это было, пожалуй, самое неприятное, знали бы они сколько мы занимаемся, читаем, играем, развиваем. Я не стала оправдываться, что-то доказывать и рассказывать, взяла направление и ушла.
Меня немного смущает детский сад, в который нас направили. Он рядом с домом, поэтому туда и определили. Отличный сад, котируется на 5 звезд из 5, отзывы замечательные, специалисты отличные, помимо логопеда, с ребенком будет заниматься дефектолог, но сад специализированный. Есть группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с умственной отсталостью легкой степени, группы для детей со сложными дефектами и группы ЗПР. У меня есть знакомые, у которых дети туда ходят, дети абсолютно нормальные — у одного с речью проблема, также, как у моего, а у другой плоскостопие, но и есть дети на инвалидных колясках, с церебральным параличом (ДЦП), с умственной отсталостью разной степени и другими явными дефектами и проблемами. Кому не скажу, многие говорят, что попасть в этот с ад мечтают с абсолютно здоровыми детьми, потому что в саду с детьми занимаются, индивидуальный подход, замечательные педагоги. В группе не больше 9 человек. Дети ходят в сад годами и не болеют.
На комиссии мне сказали, походите туда год-два, пройдете снова комиссию и перед школой пойдете в обычный сад. Я боюсь, что если диагноз поставлен ошибочно? Что если в дальнейшем для ребенка это будет как клеймо? Возьмут ли его в нормальную школу? Как скажется на нем новый сад? Будет ли он развиваться и не затормозит ли свое развитие, находясь в подобной среде? Консультируясь с людьми, которые знают сад, говорят, что наоборот у ребенка развивается правильная адаптация к миру, он учится сопереживать, помогать, сочувствовать, защищать. Общаясь с особыми детьми, он никогда не будет показывать пальцем, обзывать, пренебрежительно относиться. Подготовка к школе сильная, а также занятия с логопедом, дефектологом, если надо с психологом и массаж.
Есть люди, которые не советуют идти в сад компенсирующего вида, говорят, не будет развиваться, затормозит свое развитие, что с детьми в обычном саду сам будет за ними тянуться, а с детьми с логопедическими проблемами будет за ними повторять и приобретет еще больше проблем. Я не знаю, что делать…
Логопедическое обследование в ДГБ
Для поступление в неврологическое отделение детской больницы надо иметь: направление невролога поликлиники, полис ребенка, свидетельство о рождении, паспорт лица с кем прописан малыш, анализ крови АЛТ, медицинская карта поликлиники или выписки из больниц, флюорография человека по уходу за ребенком, справки о карантинах от педиатра по квартире и детского сада, которые надо взять за сутки до поступления. Младшую дочку годовалую оставить не с кем, планировали, что муж возьмет больничный и будет лицо по уходу за ребенком. Но, когда планируешь, обязательно все идет не так. Заболел наш папа и слег сам на больничный с ОРВИ. Пришлось за пару дней менять все планы, села за руль (не ездила вообще 2 года) поехала за справками, сделала себе флюорографию, поскольку понимала, что теперь я буду поступать с Мишей, а папа будет дома с дочкой. 15 декабря нас не положили. В справке о карантине детского сада было указано, что в группе карантина нет, а в детском саду карантин по ветряной оспе до 17 декабря. Миша был в саду 4 декабря, потом я его не водила, чтобы не разболелся перед больницей. Нам сказали так, если с 17 декабря карантин не продлят, то приходите 22 декабря поступать, в случаи продления, положат только 28 декабря уже точно (пройдет инкубационный период 23 календарных дня, считая с 4 декабря).
Карантин продлили и мы поступили в больницу 28 декабря. Муж вышел на работу, а у Старшего сына начались новогодние каникулы, он и оставался со Стешей. Хорошо, что можно было на дневном стационаре находиться. Один минус, пришлось анализы АЛТ и справки делать повторно. В больнице находились до 15 января 2016 года (с 01.01 по 03.01. был перерыв). За это время ребенку делали: уколы в/м Кортексин №10, физиотерапию Д Арсонваль №10 на шейный отдел сзади и ладошки, ЭКГ, НСГ, УЗДГ, ЭЭГ, рентген шейного отдела позвоночника, смотрела логопед, окулист, взяли анализ мочи, соскоб энтеробиоза на яйца глист.
Арсонваль — аппарат воздействует на кожу с помощью токов высокой частоты и высокого напряжения. Приводит к усилению микроциркуляторных процессов, изменения капиллярного кровотока.
ЭКГ — электрокардиография — дает информацию о состоянии сердца
НСГ — нейросонография — УЗИ головного мозга
УЗДГ — дуплексное сканирование сосудов шеи
ЭЭГ — электроэнцефалография — дает информацию о функциональном состоянии головного мозга
Практически ежедневно сына смотрела заведующая неврологическим отделением, она же лечащий врач. По результатам обследования поставили диагноз: ОНР 2 уровня
Логопед и лечащий врач сказали, что надо пройти комиссию на логопедическую группу детского сада. Я рассказала, что мы прошли комиссию и нас направили в группу ЗПР. Логопед и лечащий врач были очень удивлены, последняя рекомендовала не идти в группу ЗПР, а пере пройти комиссию или по данным выписки из больницы просить логопедическую группу, утверждая, что ЗПР у ребенка не наблюдают.
Дефектолог в Центре реабилитации и коррекции
Долгое время чувствовала себя в смятении. Что делать, как быть? Позвонила в РОНО узнала, что по результатам выписки нельзя получить сад, только через комиссию. Пришла в Центр реабилитации и коррекции, где мы проходили комиссию и рассказала все свои опасения, мысли. Дефектолог пошла мне навстречу, и назначила дату и время посмотреть ребенка еще раз. У меня были переживания, что Миша снова может показать свой характер, ничего не скажет, не захочет общаться с дефектологом. Я отпустила эти мысли и решила для себя пусть будет так, как должно быть. Как суждено, так пусть и будет и положилась на Вселенную.
1 февраля мы пришли к дефектологу. Она задавала вопросы, просила показать цвета, сложить пирамидку, паззл, рассказать геометрические фигуры, ну все как всегда. Миша что-то показал, но и характер включил тоже. Начал говорить, что он не хочет, не будет и, вообще он хочет в кино, а не заниматься всякой ерундой. В итоге, дефектолог сказала, что медики — это медики, а комиссия — это педагоги. Ребенок должен отвечать на все вопросы и делать то, что ему дают в школе, нравится ему или нет. А он делает только то, что хочет, плюет на систему. И сказала: «Хотите обижайтесь на меня, но я советую пойти в группу ЗПР. Вас там долго держать не будут, если дефектолог детского сада увидит, что он не её клиент, за год будет понятно ведет он себя так из-за характера или из-за ЗПР. Хуже от того, что вы пойдете в группу ЗПР точно не будет. С ним также будет заниматься логопед. Специалисты высшего класса. Не смущайтесь по-поводу сада, я дала этот сад только потому, что он рядом с вашим домом». Я абсолютно спокойно выслушала дефектолога, потому что была готова к такому развитию событий.
На следующий день отнесла документы в МФЦ на новый сад. Была удивлена, в базе детского сада нужно было выбрать направленность группы, а там нет группы ЗПР, она называется группа для детей с нарушением речи. Документы приняли, я успокоилась и продолжаю жить дальше.
Если вам интересно посмотреть, что из себя представляют мои дети — подписывайтесь на мой канал на YouTube.
С уважением, Анастасия Шарапова
Доброе время суток, очень хорошая статья, спасибо!
Хотела рассказать свою историю! Когда моему сыну было 2,5 года, я начала подозревать, что он плохо разговаривает, вроде бы все понимает, а говорит плохо, переставляет буквы, заменяет слоги, например, самолёт-кагалет, мотоцикл-кагацикл, но мне все твердили, к трём годам выговорится. И вот ему исполняется 3 года , он идёт в группу вторая младшая и я понимаю, что он отстаёт от сверстников, как по речи, так и по развитию, я ноги в руки и вперёд к неврологу, он а его осмотрев поставила диагноз ЗРР, прописала препарат Кортексин (очень нужный!), Пантагам, Магний В6, даже снотворное, потому что по его словам и диагнозу у него ещё и гиперактивность, именно она ему не даёт правильно разговаривать и спать (но не она, это я дальше напишу), но он у меня не очень то и активный, я бы даже сказала наоборот! После курса лечения вроде немного пошли улучшения, но вот ему уже 4 и все, ребёнок не то что плохо говорит, он даже ложку и карандаши держать хорошо не может! У меня паника и я бегом на детское отделение к заведующей на полный визуальный осмотр ребёнка- диагноз был таков, ЗРР и как правильно не знаю, но мышцы шеи и спины не эластичные, а как панцирь уже! Она мне начала говорить как же я упустила ребёнка, что у него такая спина, у него все пережато, нет нормального кровообращения, как он вообще у вас говорит? У меня чуть ли не истерика естественно, но потом я взяла себя в руки, теперь у нас каждые три месяца курс массажей, уколы Кортексин, прогревание, гимнастика и занятия артикуляционной гимнастикой! Только в комплексе есть результаты ! Вывод: неправильно поставленный диагноз невролога- потеря целого года нужного лечения! Самое обидное, что мне сказали, что я не занимаюсь с ребёнком, не говорю с ним, не показываю ничего, а я как попугай, постоянно говорила с ним, так что Анастасия я тебя понимаю)
Теперь так же думаем по поводу логопедической группы, она нам просто необходима , но так же переживаю, что детки с психическими развитиями могут повлиять на моего ребёнка, что будут его обижать, что слова паразиты принесёт и повторять будет, потому что он у меня такой повторюшка! И клеймо , потому что в нашем саду -это клеймо , но и «за» тоже много, ндиаидуальные занятия с логопедом, психологом и все таки лучше два года тут, чем потом в школу в коррекционный класс, детки многие жестокие, а он у меня очень ранимый! Вообщем мы в раздумьях до сентября!
Я забыла написать, что нам в больнице тоже прописали 2 месяца пить Кальция Гопантенат по 1/2 таблетки 2 раза в день 2 месяца — это дешевый аналог Пантагама и Магнелис В6 по 1 таблетки 2 раза в день 1 месяц — это дешевый аналог Магне В6. Обязательно были прописаны комплекс витаминов и витамин Д до мая.
Спасибо, Кристина за историю. Таких деток сейчас очень много и твоя история кому-нибудь обязательно пригодится!
И Маргоше моей моей ставили ЗРР, а потом стертую дизартрию и легкую степень ОНР. В логопедический сад направление не дали, сказали заниматься с логопедом в саду. А мы уже перед этим год в саду занимались — никакого результата. Сейчас ходим к логопеду, которого нашли сами. Успехи есть, но пока идет очень туго
Хорошая у вас статья. А веселые фразы улыбнули и напомнили племянника.
Хотела добавить ещё к своему комментарию, что сейчас мы проходим курс остеопатического лечения в клинике! С этого и должно было начаться наше лечение, а не с невролога и массажей. По словам врача-остеопата, первый шейный позвонок пережимает всю правую сторону , головной мозг страдает жутко, а массажами все усугубилось, кровообращение усиливатся, а через пережатую шею к голове плохо поступает, повышается внутричерепное давление (это объясняет постоянные кровотечения из носа до 4-х раз в день). Сейчас мы прошли 3 сеанса и улучшения действительно грандиозные, мышцы шеи расслабились, а были как камень, появились долгожданные буквы в словах и слова, которые я думала вообще не скажет :гоВорю , СМотри, СНачала… Сочетания этих букв очень сложно даются, но это победа ! Так что никакой логопед нам бы не помог, пока голова, шея и спина находились в таком состоянии!
Почему сразу не пошли к остеопату, потому что не направляли, узнали чисто случайно, записались просто чтобы себя успокоить, но это оказался корень проблемы.
Всем желаем успеха и здоровья деткам!
Я вон тоже довольно долго говорил неправильно, а потом ничего — само прошло без проблем и осложнений
Ой, как я вас понимаю. Сами сейчас проходим обследования (были у сурдолога, психиатра). Направили к неврологу с диагнозом — задержка речевого развития. Нам год и девять, а мы даже мама и папа не говорим. И массу того, что должен уметь ребенок делать в это время, тоже не делаем. Сурдолог сказала — занимайтесь дома сами и обязательно лечение у невролога курсами.
Спасибо, за комментарий! Желаю вашему ребенку здоровья! Обязательно заговорит, всему свое время! Не переживайте!
Когда с месячным ребенком лежали в больнице ( родовая травма), врач посоветовала делать регулярно массаж ступней и ладоней ручек- там находится проекция точек всех органов. Благодаря такому массажу ребенок быстрее развивается. Пока дочь была еще в пеленках я делала такой массаж очень часто- каждое пеленание. Помимо этого мы делали общий массаж. В итоге, дочь начала разговаривать в 10 месяцев.
Спасибо, за комментарий!
На точечном воздействии основаны все методы лечения рефлексотерапией и гирудртерарией например у взрослых , деткам также воздействие на биологически активные точки через массаж. Мы пробовали и получили хороший эффект через стимуляции магнитом и лазером , лечились в Гимрановой Альмира Ринатовны, хороший эффект , быстрая динамика, не дешевое удовольствие только.
Вспомнил своё воспитание/умение в 2 года. Одним из первых вопросов на которые я ответил, был как раз таки: Как тебя зовут? В 2,5 года я внятно отвечал — Вова. В доме практически постоянно играла музыка с детскими песнями, а ещё со мной вместе рос щенок сенбернара. Музыка и животные в доме это важные помощники в развитии навыков ребёнка.