Все мамы мальчиков хотят, чтобы сын вырос хорошим. У каждого свое представление, какой он должен быть, чтобы считаться хорошим. У каждой есть свое представление о воспитании, при чем не важно мальчик это или девочка. Каждая мама задается вопросом, как воспитывать мальчиков?
До 20 лет мальчик может быть хорошим, а связавшись с плохой компанией, стать плохим.
Надо помнить, что гены тоже не мало важно. Как бы и что бы мы не говорили своим детям, гены, рано или поздно, возьмут свое.
Так все же как воспитать мальчика? Как воспитать его хорошим?
Посмотрите на себя и на мужа со стороны. Вспомните, как воспитывали вас родители. Что они делали правильно, что нет. Что вам нравилось в воспитании ваших родителей, а что нет. Лучше взять бумагу и ручку и выписать пункты, что нравилось, а что не нравилось, что было правильно, а что нет. Задумайтесь, вы воспитаны хорошо? Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок был таким как вы? Хотели бы вы, чтобы ваш сын был таким как его отец? Что в вашем понимании «хороший мальчик»? Каким бы вы его хотели видеть?
Никто из нас не знает, какой модели воспитания надо придерживаться, чтобы воспитать мальчика. Один скажет: «Меня в детстве били, поэтому я вырос хорошим, и я благодарен родителям за это», например, считает, что били за дело. Другой: «Меня в детстве били, поэтому я вырос обозленным на весь мир и плохой». Одно и тоже воспитание может повлиять на разных людей, детей по-разному.
Воспитание — навыки поведения, привитые школой, семьей, средой и проявляющиеся в общественной жизни. (С.И. Ожегов, Толковый словарь русского языка)
Определение говорит само за себя, то есть, как бы мы не воспитывали, чтобы мы не делали, мы все равно совершаем те же ошибки и берем модель воспитания ту, что употребляли наши родители, (воспитатели, учителя). Даже, если кто-то из родителей говорит: «Меня в детстве били, и я никогда не подниму руку на своего ребенка». И не поднимает! Но, при этом все равно, в другом, делает так, как делали его родители. Это неизбежно, потому что другого воспитания мы не знаем, мы так воспитаны. Только меняя себя, читая множество книг о воспитании, консультируясь с психологом и другими специалистами, можно корректировать ту базу воспитания, которая в нас заложена с детства.
Воспитать — 1. Вырастить, дав образование, обучив правилам поведения. 2. Путем систематического воздействия, влияния сформировать чей-нибудь характер. 3. Привить, внушить что-нибудь кому-нибудь. (С.И. Ожегов, Толковый словарь русского языка)
У меня два сына, хочется воспитать в них трудолюбие, целеустремленность, совестливость, законопослушность, уважение, независимость, нравственность, сознательность и многие другие хорошие и добрые качества. Я стараюсь в этом направлении, конечно, я совершаю массу ошибок в воспитании, но я работаю над собой, совершенствуюсь, читаю книги о воспитании, посещаю online семинары и вебинары психологов, корректируя свое неправильное поведение и отношение к детям.
Не забывайте, что он мальчик
Многие мамы, воспитывающие сыновей делают одну и ту же ошибку, пытаются сделать своего сына таким, каким бы они хотели его видеть или таким, какой он, по их мнению, должен быть. Нам кажется, что это правильно, мы «ломаем» сына под себя. Потом он женится, а жена его пытается перевоспитать под себя. Если задуматься… — бедные мужчины! Мамы, женщины, запомните главное, надо позволить мальчику, мужчине быть тем, кто он есть!
Что хотят многие мамы мальчиков, чтобы их сын рос опрятным, аккуратным, делал уборку в своей комнате, не шумел, не играл в опасные игры (стрельба из рогаток, пистолета, залезть повыше, покидаться камнями и т. д.). Это мужская сущность, что бы мы не говорили, этого у мальчиков не отнять. Можно контролировать сына пока он маленький, но, когда он вырастет, все, что вы ему запрещали — наверстает. В воспитании и поведении сына, прислушивайтесь к отцу ребенка, если он есть. Я всегда, особенно когда ругаюсь на сына, спрашиваю мужа, правильно ли я поступила, все ли правильно сказала?! Чаще всего, он говорит, что я права и жмет мне руку А иногда говорит, что «перегнула палку» и объясняет в чем именно. Обдумав все, что он говорит, я стараюсь применить это в другой раз, а в этот раз иду к сыну и веду разговор, в чем я была не права. Если вы что-то сделали не так по отношению к своему ребенку, наругали, обозвали, сказали с горяча то, что не должны были говорить, никогда не лишним будет признаться в этом ребенку. Подойдите, скажите, что ты меня так расстроил, что я сгоряча сказала то, что не думаю, просто, чтобы обидеть посильнее. Поговорите с ребенком по душам, спросите, почему он так поступил, расскажите, что вас так расстроило и т. д. Не важно какого возраста ваш сын, если он даже не умеет говорить, говорите вы, что вас расстроило, что вам не нравится, почему вы так отреагировали и т. д. Такие разговоры всегда сближают родителей и детей, особенно, если они заканчиваются перемирием и чаепитием (с более старшими детьми), поцелуями и объятьями (с малышами).
Что для мальчиков нормально и приемлемо, с чем надо мамам смириться
- мальчики шумят и кричат;
- толкаются и дерутся с братьями, сестрами и друзьями;
- наводят бардак и грязь;
- играют в жестокие и опасные игры с палками, рогатками, пистолетами, машинками, луками, камнями, со стрельбой, взрывами, разрушением и т. д;
- любят грязь и лужи;
- интересуются динозаврами, автомобилями, оружием, компьютерными играми (играми для приставки), насекомыми, пиратами, животными, всевозможными супергероями, монстрами и т. д.
- мальчики бывают ворчливыми, с этим тоже надо смириться;
- мальчики пукают, рыгают, шутят на эти темы;
- многих восхищают опасные и рискованные поступки или вещи.
Послушайте песню из шоу «Уральские пельмени» в тему:
Это является нормальным для мальчиков. Ничто из перечисленного не должно вас тревожить или вызывать беспокойство. С этим можно и нужно жить. С этим надо смириться!
Методы воспитания мальчиков
Мальчики любят жить по четкому распорядку дня, зная, что они будут делать завтра с утра и до вечера. Когда старший сын был дошкольником, он каждый день спрашивал, что мы будем делать?! Сейчас он уже понимает свой распорядок дня в будни, а в пятницу вечером спрашивает, что мы будем делать, или какие планы на выходные дни. Мальчикам нравятся правила, четкие и простые. Они хотят знать наперед что их ждет, чем они будут заниматься, их жизнь должна быть предсказуемой. Правила и распорядок дня не должны быть жесткими, это может болезненно восприниматься и вызвать возражения.
Мальчикам надо все четко объяснять. Не думайте, что он должен сам догадаться или додуматься — им надо подробно объяснить.
Поощрение
Дошкольники любят получать за конкретные действия и занятия наклейки. Я покупала в киосках детские маленькие надклейки, и, когда Даня что-то хорошо выполнял, будь это домашние дела или занятия для подготовки к школе, он получал наклейку. У нас была специальная похвальная (поощрительная) тетрадь, где было написано за что он получил очередную наклейку. Такая система подходит с теми детьми, которые не играют с наклейками, у них нет их в свободном пользовании. Естественно, если ребенок имеет наклейки, которые может клеить сам, сколько хочет и куда угодно, то ему будет все-равно. Те дети, которые не имеют наклейки и получают их как награду за какое-то действие, то они сделают все, чтобы получить наклейку.
Систему поощрения можно придумать любую, с этим, как правило, сложностей нет. Кто-то поощряет сладким, кто-то игрушками.
Мне важно, чтобы сын учился хорошо, хотел учится, чтобы ему нравилось. На данный момент это его труд, его «работа». За отличные и хорошие четвертные (триместровые, годовые) оценки Даня получает денежное вознаграждение: за пятерку — 50 рублей, за четверку — 40 рублей, за оценки ниже — ничего. Просто так он денег не видит, поэтому очень старается, чтобы были карманные расходы. Не знаю у кого как, у нас эта система работает хорошо. Второй класс окончил с отличием, а третий класс с тремя четверками, причем не по основным предметам, остальные пятерки. Очень старается, переживает, если что-то не получается. Всегда делает уроки, сам знает, когда надо делать, смотрит на часы и контролирует время. Уроки делает сам, без моей помощи и контроля, бывает, я даже не знаю, что проходят, что задано.
Деньги тратит на что хочет, как правило, покупает новую игру на psp, или кладет на планшет, чтобы скачать приложение. Игрушки, игры, что-то, что он хочет получает только в праздники (день рождения, новый год) или покупает на свои накопленные средства. В остальные дни, стараемся его не баловать, за исключением покупок книг, энциклопедий, образовательной литературы, красок, пластилина, канцелярских товаров, что-нибудь развивающего. Естественно, в поощрения не входят вещи постоянного пользования, одежда, обувь — это покупаем вне зависимости от обучения и поведения, по мере надобности.
Мишу хвалю и поощряю в виде слов: «Молодец, умница, чудесный мой», и другие, а также поцелуи и объятья. Целую и обнимаю я своих сыновей чаще, чем ругаю, поскольку у меня они растут хорошими, надеюсь, так будет и дальше. Но я не расслабляюсь, держу всех под контролем, чтобы не упустить возрастные кризисы. Когда кризис возникает, мы боремся с ним вместе, сообща.
Наказание
Когда Даня был дошкольником, я его ставила в угол. Он мальчик хороший, всегда стоял, поскольку знал, что виноват. Выпускала из угла Даню, когда он постояв, осознав все сам, подходил ко мне и начинал просить прощения. Тогда я ему еще раз объясняла, что меня обидело или расстроило, из-за чего я разозлилась, поскольку дети дошкольного возраста часто забывают или не всегда понимают, за что их наказали. Мы это подробно обсуждали, почему так нельзя делать, как надо было, переспрашивала у него, понял ли он на что я рассердилась, слушала, что он говорит. Бывало такое, что сын вообще не понимал, что он сделал не так, приходилось объяснять, что да как, и к каким последствием могло привести его поведение.
Сейчас наказываю тем, что забираю psp, планшет, а также не разрешаю играть в компьютер и смотреть телевизор, еще перестаю с ним разговаривать. Для Дани самое большое наказание, когда с ним не разговаривают и лишают планшета — это самое эффективное наказание для него. Как правило, в нашей семье, запрет на игры длится от одного дня до недели, не больше. Чаще все-таки сутки — двое. Потом мы обговариваем ситуацию и запрет снимается.
Мишу я никак не наказываю, поскольку он мало что еще понимает. Если что-то натворит, повышаю голос, это происходит непроизвольно, само собой. Поругаюсь, потом говорю, что не так, погрожу пальцем и все. Ему вполне хватает, что я покричала.
Мои родители наказывали меня и братьев, посадив нас в разные помещения, чаще всего это была ванная комната и туалет, потому что мы жили в однокомнатной квартире. Как пишет знаменитый психолог и отец двоих сыновей Найджел Латта:
Забудьте всю ерунду, которую вы слышали об этом наказании, всю чушь о том, что их нельзя закрывать в комнате или оставлять в прихожей. Найдите помещение, которое они не любят, и сделайте его местом наказания. Речь, конечно не идет о ящике с пауками, просто оставляйте сына там, где скучно. Некоторые дети любят сидеть в своей комнате, другие это ненавидят.
Время наказания не надо рассчитывать. Некоторые рассчитывают наказания, исходя из одной минуты или часа на каждый год возраста, регулируйте сами, исходя из своего сына, что для вас важно, чтобы ребенок усвоил из этого наказания.
В комментариях, поделитесь своим методом и/или местом наказания, если такой метод и/или место есть.
Читала книгу психолога с 20-летним стажем, специалиста по «безнадежным» случаям и отца двоих сыновей Найджела Латты, в которой он пишет о своем методе наказания, которая называется «Лестница судного дня» (ЛеСД). Вот, что он пишет:
Она отлично работает с детьми, и особенно хорошо — с мальчиками. Дети, конечно, должны быть в том возрасте, в котором они имеют представление о времени. С детьми младше шести лет такой метод не сработает. Но даже если им больше шести, убедитесь, что они понимают смысл увеличения и уменьшения времени.
Далее Найджел Латта описывает руководство по его использованию.
Нарисуйте на листе бумаги лестницу (шкалу), как показано на рисунке. Шкала начинается со времени обычного отхода ко сну и опускается получасовыми промежутками до того времени, когда ваш сын возвращается из школы домой. Если он дошкольник, разделите шкалу на 15-минутные деления.
- Повесьте лестницу на холодильник, где он сможет ее увидеть.
- На самый верх лестницы поместите магнит (флажок). Флажок станет для сына отметкой, указывающей время отхода ко сну. У каждого ребенка должен быть свой магнит.
- Каждое утро помещайте флажок на самом верху лестницы, на отметке 8.00, как показано на рисунке.
- Если мальчик плохо себя ведет, опустите магнит на одну ступень. Если плохое поведение не прекращается в означенный период времени (обычно на счет «раз — два — три»), флажок опускается еще на одну ступень.
- Если вы попросили его что-то сделать в установленный срок (отмеряйте время таймером на микроволновке) и это не выполнено, передвиньте магнит вниз.
- Продолжайте сдвигать его вниз до тех пор, пока ваш сын не выполнит поручение или пока магнит не достигнет текущего времени, после чего ребенок отправляется в постель. Если магнит опустился до 3.30, а на часах 3.30, значит, он идет в постель.
- Этот пункт очень важен. Потеряв время на шкале, он сможет его вернуть, сделав исправительную (штрафную) работу (см. ниже).
- Хвалите его в те дни или недели, когда магнит не опускается. Решите, сколько таких успешных дней требуется, чтобы квалифицировать всю неделю как положительную и поощрить его. (Это должен быть достаточно сложный, но достижимый результат. Можете начать с двух успешных дней в неделю и постепенно увеличивать их число, когда его поведение улучшится.)».
Исправительная работа. Цель штрафной работы — вернуть ребенку хорошее настроение. Вот несколько примеров подобных заданий: Разгрузить посудомоечную машину; повесить белье; прибраться в комнате; пропылесосить. Очень важно, чтобы он имел возможность выбирать задания, поскольку это увеличивает шансы на согласие. Я советую родителям завести небольшую коробку с карточками, на каждой из которых будет написано задание и этапы его выполнения, чтобы дети могли сами решать, что им сегодня делать. Например:
Установив точную последовательность выполнения этапов задания, вы сможете избежать споров о том, сделано оно или нет. Карточка — это объективная проверка: вам нужно только ее прочесть, взглянуть на то, что сделано, и сравнить. Если на полке осталась вода, скажите: «Все хорошо, но ты забыл пятый пункт. Скажи, когда закончишь, и я подниму магнит».
Объем исправительной работы должен отражаться на размере компенсации. К примеру, вы можете поднять магнит на два деления (час) за то, что он прибрался в своей комнате, и на одно деление (тридцать минут), если подмел дорожку. Зависит это от возраста. Когда он завершит задание, искренне похвалите его, вместе порадуйтесь тому, что его жизнь вернулась в привычное русло.»
Время раннего отхода ко сну можно заменить временем, после которого нельзя выходить на улицу, сидеть за компьютером, играть в планшет, разговаривать по телефону, сидеть в интернете и т. д.
Почему этот метод подходит для мальчиков? Чтобы ничего не выдумывать, процитирую Найджела Латту:
Причина, по которой этот метод особенно хорошо подходит для мальчиков, заключается в его ясной и понятной структуре. Мальчик учится быть ответственным за свои чувства и поведение. Если он начинает орать, вам надо просто сдвинуть флажок вниз. Если он тут же не возьмет себя в руки, то потеряет еще одну ступень. В противном случае он не только подчиниться вашему требованию, но и выучит ценный урок, состоящий в том, что не гнев контролирует его, а он контролирует гнев.
Я не использую этот метод, хотя моему мужу он симпатичен. Все же я считаю, что этот метод подходит для трудных детей и подростков, хотя возможно я ошибаюсь, и в скором времени пересмотрю свои взгляды.
Я считаю, что каждому ребенку важно, чтобы его любили, понимали, прислушивались к его мнению. Просто так никто не устраивает истерик и капризов. Надо понять, почему это происходит. Ребенок тоже личность, должен развиваться как личность, а мы (родители) должны ему помочь, а не прогибать под себя. Ребенка надо воспитывать так, чтобы он сам понимал, что он член семьи, что надо маме помочь по дому, что в его силах, а не постоянными приказами как рабовладельца. Мне нравится идея завести небольшую коробочку с карточками, на каждой из которых будет написано задание и этапы его выполнения, чтобы ребенок сам решил, что ему сегодня делать. Либо можно заранее договориться, какие обязанности по дому выполняет сын (у нас есть такая договоренность). Это будет его дело, никто не будет трогать и влезать в это. Естественно, ему надо будет напоминать, когда это задание сделать, потому что дети не сразу воспринимают ответственность (это приходит с возрастом). Со временем сын будет сам знать и видеть, что ему надо сделать и будет выполнять свою непосредственную работу по дому с удовольствием. С возрастом, задания будут увеличиваться, но это вы будете уже сами регулировать, исходя из ваших семейных предпочтений.
Мультфильм Смешарики «Непрощенный»
С уважением, Анастасия Шарапова
спасибо за статью, тоже понравилась коробочка с карточками, возьму на заметку
Спасибо за статью, как маме мальчика, мне это интересно было прочитать!
Я своего на борьбу и плаванье запишу)) Пусть спортсменом будет)
Читала на одном дыхании! Очень понравилась статья, у меня тоже сынуля подрастает, только только вот 5 исполнилось. У нас он больше реагирует на папу, только стоит сказать вот сейчас папа услышит, увидит, узнает…и сразу ребенок ведет себя по другому. Значит есть некоторая боязнь отца, конечно, он же строже и порой не позволяет ему всё и вся, а мама иногда балует. Очень хочется, как и любой маме, вырастить действительно хорошего человека, с целями в жизни, что б уважали и ценили окружающие,что б сам радовал близких своими достижениями. Будем стараться. А методы возьму на заметку
Спасибо. У меня два сына и три родных брата — опыт есть… Если что, спрашивайте, отвечу на любой вопрос
Моему сейчас 3, тоже постоянно в размышлениях — очень боюсь наделать ошибок и упустить важные моменты. У вас много полезного почерпнула, особенно холодильник с магнитом понравилось, в этом что-то есть!
А моему сыну скоро 2 года будет. Воспитываю его сама. По этому очень боюсь его неправильно воспитать. И главное — мальчику нужен пример мужчины, чтобы он знал, что должен делать мужчина, а что нет. Этот момент у нас упущен, к сожалению. Но я считаю, лучше позже хороший пример, чем сейчас отец-наркоман и транжир. Как прочла о ваших братьях — так они точно как мой екс-муж. Он живет одним днем, для себя, в свое удовольствие. Имея много-много денег, выделяет каплю в море. Из-за отсутствия денег, я как мать обязана работать. Ребенок еще не в садике, а я ему времени вообще не уделяю — круглосуточно работаю в интернете. Мне кажется, я ему недодаю любви и времени. Но кушать что-то надо. Карточки и магниты — это хорошо. Но я вряд ли буду это использовать. Наказания и поощрения — это главное. А еще нужно ставить цель и когда он ее достигает похвала для мальчика должна быть нацелена на действие и результат. Не *ух ты умница*, а * ты так быстро и красиво это сделал, умница*. Об этом методе я узнала недавно, и поняла, что это моя мама применяла ко мне и поэтому я стала жениной -достигаторшей. Достигатором должен быть каждый мужчина, это после хорошего поведения — самое главное.
Где-то читал, что мальчика нужно поощрять только за проделанную работу, но, в то же время, важно не перегнуть палку и не войти с ним в коммерческие отношения. Также по поводу наказаний — у всех все по-разному. Например, моему сыну 4 года и если он делает что-то не так, иногда я его довольно резко одергиваю, или повышаю тон, но это только усугубляет ситуацию. Сейчас я выработал подход, что если есть какой-то момент, мы останавливаемся, даже если куда-то спешим, и я ему объясняю что конкретно мне не понравилось и как мы можем это исправить. А еще один важный урок, но это скорее для пап — необходимо показывать свой пример, и если ваш сын непослушный, кричит, злится, ругается — посмотрите в зеркало, может это неспроста.