Недавно прочитала книжку, которую взяла в детской библиотеке, она называется «Если вы недавно стали мамой…» Автор книги Мухина Елена Александровна: окончила Курский государственный пединститут, 10 лет работала учителем в начальной школе. В 2002 году защитила кандидатскую диссертацию, после чего преподавала в ВУЗе возрастную психологию и педагогическую психологию. В настоящее время воспитывает сына. Это всё, что я о ней знаю. Мне очень понравилось как она пишет. Не во всём я с ней согласна, но некоторые статьи меня сильно цепляли. Одну из таких статей, которая меня впечатлила решила опубликовать у себя на сайте, поскольку во многом с ней согласна, а в чём не согласна, прокомментирую.
Большинство мам малышей активно стремится развивать своих чад. «Японский до рождения!», «Химия с пеленок!», «Высшая математика до года!» — сегодня такими формулировками никого не удивишь. Такое поветрие раннего развития началось с крылатой фразы Масару Ибука: «После трех уже поздно!» Я уже писала, что книга основателя крупной корпорации потрясла меня еще в школьные годы, когда впервые попала мне в руки. В далекой Америке Глен Доман, с вою очередь, написал несколько книг, которые обладают очень сильным эмоциональным воздействием на мам. Не секрет, что в первые годы жизни происходит бурный рост и развитие всех систем организма, в том числе и головного мозга. Как пишет Доман, «учить годовалого ребенка намного легче, чем шестилетнего, а шестимесячного легче, чем годовалого». Вот тут-то у мам и появляется вера в то, что из любого младенца можно вырастить гения, если неустанно и правильно с ним заниматься.
От себя могу сказать, что я не читала Масару Ибука, но много наслышана о его крылатой фразе и о методике развития.
С методикой Глена Домана знакома уже давно, больше 10 лет назад. Тогда родился Даня, и мне было интересно раннее развитие ребёнка, но пособия купить не позволяли финансы, поэтому, что могла, делала своими руками, или покупала дешёвые подделки. В конечном итоге, я поняла, что трачу больше денег на краску в принтер и своё время на изготовление материала. Результата занятий так и не дождалась, уставала, и мне это так надоело, что я забросила всё, что делала. Начала усиленно заниматься с Даней примерно с 3-3,5 лет. Занятия проходили не по методике Глена Домана, а по купленным в книжном магазине пособиям, тестам, журналам, которые стоят не дорого и рассчитаны на подготовку к школе, развивают и укрепляют логику, интеллект, память, мышление, речь и др. В этом возрасте с ребёнком интересно заниматься, он всё понимает, говорит, может что-то объяснить, быстро запоминает, интересуется. Конечно, я говорю о своём ребёнке, а не обо всех. Есть дети, которых сложно усадить и что-то смотреть или читать, они бегают, не хотят заниматься, к таким нужен особый подход. Мне с Даней повезло, он с детства был усидчивым, любил книги, всегда слушал, что я ему говорю и интересовался этим, легко обучаем. Результат увидела сразу, он быстро всё схватывал, запомнил быстро буквы, цифры, счёт, знал 200 простых английских слов, решал логические и математические задачки, но всё это он делал по своему возрасту, так как купленные тесты рассчитаны на определённый возраст. Те родители, которые не занимались со своими детьми, были удивлены тому, что Даня знает, а те, кто занимался, знали, что это реально и ничего удивительного в этом не видели.
Когда родился Миша, я ударилась в изучение методик Глена Домана ещё больше. Скупила дорогостоящие пособия, их у нас очень много… Была как под гипнозом, что у меня получится вырастить гения с младенческих лет, если я всё буду делать так, как написано в методике, не ленится и заниматься с ним. Я в это искренне верила, как раз так, как об этом пишет Мухина Е. А.. С Мишей начала заниматься с 4,5 месяцев, не переставая, не откладывая, ежедневно… Интерес и вера длились до исполнения Мише полутора лет. Результат какой-то был виден, но, видимо, не тот, что я ожидала. Интерес и вера стали угасать. Занятия проводились всё меньше и меньше. Сейчас мы играем в возрастные игры, смотрим и читаем книжки, рисуем красками, лепим из пластилина, изучаем не 100 цветов, а 6 основных (которые ребенок от 2 до 3 лет должен знать), в общем, занимаемся тем, что должен знать ребёнок по возрасту, а не «Химия с пеленок», «Математика с пеленок» и др.
То, что шестимесячного ребёнка учить легче, чем годовалого — это действительно так. Чем младше ребёнок, тем он более усидчив, никуда не убежит, не уползёт, не скажет — не хочу и не буду. Только результата от занятий придётся ждать довольно долго, только самые терпеливые и сильно помешанные на этом мамочки смогут чего-то добиться. Честно говоря, думала, что я довольна терпелива, но Миша рос, стал убегать, интерес пропал, я раздражалась, а потом сдалась. Не скажу, что все пособия заброшены и мы их не смотрим, и не скажу, что я жалею потраченных денег и времени. Пособия очень интересные, многого и я не знала, часто открываем и смотрим что-то для школы, переписываем оттуда данные. Иногда и у Миши просыпается интерес что-то посмотреть, тогда достает и несёт, чтобы показала и рассказала.
Многое хочется рассказать, но всё по ходу рассказа Елены Александровны. Итак, цитирую дальше…
Не скрою, что этот вопрос волновал меня как маму. Я старательно проштудировала и проанализировала большое количество литературы, а теперь хочу поделиться своими характеристиками различных систем раннего развития.
Начну с обучение грудничков. Спешу огорчить тех мам, которые искренне верят в потенциальную гениальность младенцев. Ни одно научное исследование в области психофизиологии, педагогики или нейропсихологии не подтверждает факт каких-либо невероятных способностей грудничков. Но зато абсолютно доказано, что процесс запоминания у крох носит механический характер, анализировать поступающую информацию детки не могут. Такой механизм запоминания позволяет малышу выучить что угодно: от стихов Чуковского до законов термодинамики. Проблема состоит в том, что классифицировать эту информацию ребенок не может. В результате в голове у юного знайки невероятная каша из различных понятий, которую он не в состоянии «переваривать», а отсюда до невроза просто рукой подать. Известный детский психолог Галина Козловская заявляет: «Преждевременная интеллектуальная тренировка ведет к перенапряжению структур мозга. Это чрезмерная нагрузка на левое полушарие, височные области и лоб. В результате — лишая ребенка возможности проходить нормальные этапы развития, его на всю жизнь делают ущербным. Психика его расшатывается, и впоследствии он будет плохо развиваться». Глен Доман выдвинул совершенно верный тезис о том, что мозг развивается тогда, когда работает, но вот выводы из этого тезиса были сделаны не совсем правильные. Не вдаваясь в подробности, могу сказать, что данная методика хороша именно для тех целей, для которых и была создана, — для реабилитации детей с тяжелыми поражениями нервной системы.
Что здесь можно сказать… Детки всё впитывают, любую информацию, которую слышат и видят. Я согласна с тем, что анализировать поступающую информацию детки не могут, до какого-то определённого возраста. Каждый вправе думать, что его ребёнок уже в полтора года может анализировать информацию, кто-то скажет, что с трёх лет… Каждый, глядя на своего ребёнка, будет говорить разный возраст. Сложно понять, что в мозгу у детей, и с какого возраста они начинают анализировать ту или иную информацию. На своём опыте воспитания и обучения детей скажу, что ребёнок до трёх лет не может. Кто хочет поспорить, пожалуйста, я выслушаю каждого, желательно с подробными объяснениями. Хотя, Миша приучился к горшку в раннем возрасте, когда все врачи и специалисты утверждают, что осознанное опорожнение приходится на возраст от 2 до 3 лет. Прошу не путать опорожнение по высаживанию по часам и/или команде («пи-пи» и «а-а») с осознанным опорожнением. Есть родители, которые с гордостью заявляют, что ребёнок опорожняет мочевой пузырь по команде «пи-пи», или по высаживанию каждые два часа, но это всё происходит не осознанно. У меня Миша с года стал ходить на горшок именно осознанно: наполнение мочевого пузыря — горшок — мочеиспускание, а не звуковой раздражитель «пи-пи» («а-а»), и высаживание мамой по часам. Промашек не было, успехи были закреплены в год и три месяца. Как проходило приучение к горшку можно почитать здесь.
Что касается нагрузки на мозг, да, всё верно, но любое пособие и методика раннего развития говорит о том, что нельзя перегружать ребёнка. Занятия должны быть закончены до того, как сам ребёнок этого захочет. Нужно, чтобы он остался неудовлетворённым, требовал ещё. Поэтому, если начинать заниматься ранним развитием, то под контролем специалистов, а не своими силами, не зная о том, какой вред и последствия могут вызвать занятия.
Я тоже считаю, что методика Глена Домана хороша именно для реабилитации детей с тяжёлыми поражениями нервной системы. Компания «Умница», которая выпускает пособия раннего развития на базе методик Глена Домана, дополнена, усовершенствована и адаптирована под русскоязычных детей российским педагогом-психологом Андреем Александровичем Маниченко. Данные методики предназначены для детей от рождения до 3 лет, и нигде не указано, что они адаптированы для реабилитации детей с тяжёлыми поражениями нервной системы. В основном, по методикам Домана-Маниченко занимаются с нормальными детьми. Об этом Елена Александровна не упомянула ни слова, значит, не сильно вдавалась в подробности и не особо старательно штудировала и анализировала большое количество литературы, как она об этом пишет.
Деток после года мы старательно водим на развивающие занятия. О программах напишу ниже, а пока хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые нюансы. Помимо удаленности от дома, количества деток в группе и удобства помещений для занятий, желательно выяснить, по какой именно программе занимаются с детками. Так же не плохо поинтересоваться не только квалификацией, но и профилем образования педагогов детского центра. Например, учитель начальных классов даже высшей категории не является специалистом по раннему развитию. Мы же не идем лечить зубы к окулисту? Вот и к такому специалисту лучше обратиться лет в 5-6 — для того, чтобы подготовить малыша к школе. Ну и конечно, педагог должен вызывать симпатию у вас и вашего малыша.
Я вообще против развивающих занятий в центрах с группой детей. Во-первых, такие занятия не дадут плодотворных результатов. Во-вторых, достаточно дорогостоящие. В-третьих, с детьми до 4-5 лет надо заниматься индивидуально. В-четвёртых, ребёнок начнёт чаще болеть, поскольку коллективные занятия предполагают простудные, вирусные, инфекционные заболевания. Возможно, вы никогда не приведёте на занятие сопливого ребёнка, но не все такие ответственные… Надо понимать для чего вы привели ребёнка в центр раннего развития. Если для того, чтобы ребёнок общался с другими детьми, играл, бегал, развивался, привыкал к самостоятельности и дисциплине, то это подойдёт для тех детей, которые не ходят в детский сад. Если ваш малыш посещает детский сад, то не стоит ходить на развивающие занятия в центр. Также, если вы хотите получить от занятий результат, то надо нанимать педагога для индивидуальных занятий.
А теперь о методиках раннего развития. Начну, наверное, с методики Марии Монтессори. Сразу оговорюсь, что ранним развитием она не занималась никогда. Все ее идеи рассчитаны на деток с трехлетнего возраста, следовательно, все, что вам предлагается с восьмимесячного возраста, — методика того педагога, который ведет занятия с использованием материалов Монтессори. А вы хотите платить деньги за занятия по методике никому неизвестной Марии Ивановны?
Здесь я полностью согласна!!! В Санкт-Петербурге множество центров, которые занимаются по методике Марии Монтессори, а также детские сады, которые якобы работают по данной методике. Хочу разочаровать родителей, кто говорит, что их чадо ходит в группу детского сада, где занимаются по методике Марии Монтессори. Очень мало центров, а тем более детских садов или групп в детских садах, которые работают по настоящей программе. Не верьте на слово! У педагога (воспитателя) должно быть соответствующее образование и большой опыт работы в этой системе; специально подготовленная среда; специальные материалы Монтессори, правильно подобранные по возрасту, расставленные на открытых полках для детей и многое другое.
Если говорить о «подлинной» методике, то ее суть состоит в создании условий для саморазвития ребенка. Главный лозунг: «Помоги мне это сделать самому!» Самой спорной является идея, что ребенок (и только он!) сам знает, чем ему в данный момент полезнее заниматься и что именно развивать. Не уверена, что кроха лишит себя возможности совершенствовать вкусовое восприятие, поедая шоколад, если предоставить его самому себе.
Нейрофизиологи и нейропсихологи отвергают тезис Марии Монтессори о том, что «до 6 лет ребенок строит свой разум, а после 6 осваивает культуру». Все это происходит параллельно, а завершение «строительства разума» происходит к 9-12 годам, когда завершается формирование представлений о пространстве.
Мне сложно судить вышесказанное, поскольку я не психолог. Ей виднее, она на это училась.
Именно с легкой руки Монтессори в народ пошла фраза о том, что развитие мелкой моторики способствует развитию речи. Безусловно способствует. Но только артикуляции. Ни о звуковом анализе, ни о грамматическом оформлении и смысловом наполнении этой самой речи и речи (простите за тавтологию) не идет.
Я полностью согласна! Почему-то многие родители думают или им кто-то внушает, что, если развивать у ребёнка мелкую моторику, то он будет говорить лучше и чётче сверстников. На самом деле это не так. Игры и занятия на развитие мелкой моторики очень хороши для малыша, он быстрее развивается в общем. Сможет управлять руками лучше, чем тот ребёнок, с которым не занимаются. Такие занятия положительно действуют на всю кору головного мозга малыша, потому что в подушечках пальцев множество точек, массируя которые стимулируется, ускоряется процесс речевого и умственного развития ребёнка, но это никак не повлияет на чистоту и правильность самой речи.
В прошлом веке Л. Выготский ввел понятие зоны «ближайшего развития». Имеется в виду, что ребенок должен выполнять в современной деятельности со взрослыми те задания, которые самостоятельно выполнить еще не может. Это расширяет его «зону актуального развития» (то, ч чем малыш может справиться самостоятельно). В методике Монтессори места такой совместной деятельности нет.
Да, чуть не забыла! В этой методике не уделяется никакого внимания творчеству и играм, как ролевым, так и спонтанным. Единственным и очень большим плюсом методики являются сами Монтессори-материалы, но, используя их, лучше все-таки опираться на свой здравый смысл, а не желания ребенка.
Я не сильно знакома с методикой Марии Монтессори, поэтому мне добавить и опровергнуть нечего. Если Мухина Е. А. так пишет, значит, так оно и есть. Не думаю, что она, не разобравшись, стала бы что-то такое говорить. Думаю, что любители данной методики, опровергнут её высказывания о том, что не уделяется никакого внимания творчеству и играм. Я знаю многих мам, которые занимаются по данной методике и любят её. И я знаю, что они занимаются творчеством и играют. Думаю, что они всё-таки опираются на здравый смысл, а не используют настоящую методику Монтессори.
Система Никитиных радует комплексным подходом к развитию: внимание уделяется не только интеллектуальному, но и физическому развитию. Детки лихо справлялись с головоломками после бодрой пробежки босиком по снегу. Что тут можно сказать? Рациональное зерно в физическом развитии и закаливании, естественно, присутствует, если отвлечься от радикальных методов типа ходьбы босиком по снегу. Головоломки Никитиных безусловно способствуют развитию пространственного мышления. Но при этом рисованию, лепке, чтению и ролевым играм внимания почти не уделяется. В то время как именно эти занятия способствуют развитию творческого мышления и стимулируют работу правого полушария мозга, в то время как головоломки обучают ребенка работать по алгоритмам. Так что весьма неплоха, если дополнить занятия с малышом творческими заданиями.
Когда родился Даня у меня была книга Никитиных. Там описывалась их большая семья, их особое воспитание детей (упор на закаливание, минимум одежды и т.д.), физическое развитие. Я бы не стала называть это системой или методикой. Они так живут и воспитывают своих детей. Если в книге Никитиных никто не говорит о рисовании, лепке, ролевых играх… — это не значит, что они не уделяют внимания данным дисциплинам.
Каждая методика делает упор на что-то конкретное, заниматься одной методикой — не правильно. Надо брать всего понемногу, при этом смотреть на интерес малыша, его физическое и умственное развитие, иммунитет, здоровье. Согласитесь, что не каждому подойдёт бегать босиком по снегу. Лично для меня чересчур. Я считаю, что «закаливание» должно присутствовать в жизни каждого ребёнка ежедневно, повседневно, естественным путём. Надо жить и обеспечивать уход за ребёнком так, чтобы поддерживать природные адаптационных механизмы — не избегать, а сознательно создавать контрасты температур воздуха и воды, больше гулять и в любую погоду, не кутать одеждой. Но, всё должно быть в меру!
Раннее обучение иностранным языкам буквально зачаровывает многих мам. При этом ребенку создаются условия, при которых он погружается в языковую среду, изучая иностранный язык как второй родной. При этом должно выполняться условие: один язык — один родитель. Дети действительно легко запоминают иностранные слова и фразы, но стоит учитывать, что, когда мы говорим, что трехлетний кроха «знает» иностранный язык, речь идет о владении языком именно на уровне трехлетнего карапуза. То есть предполагается, что ребенок понимает простые просьбы родителей типа «Принеси игрушку» и может произнести несколько простых фраз, типа «Я хочу играть». От взрослого, владеющего иностранным языком, мы ожидаем значительно большего, в частности умения писать, и притом писать ясно, стилистически и орфографически грамотно. При этом следует помнить, что малыши легко забывают выученные слова без частого повторения. Если спросить мам, которые усиленно обучают своих чад иностранному языку, зачем им это надо, то в ответ часто звучат фразы, что за лингвистическими достижениями крох должно подтянуться интеллектуальное развитие. Что на это можно возразить? Ну разве что напомнить о том, что примерно треть населения бывшего Советского Союза свободно владела двумя языками: родным и русским. К сожалению, такой билингвизм не превратил автоматически этих людей в гениев. Но если уж очень хочется, чтобы дитя могло блеснуть перед друзьями и родственниками лингвистическими познаниями, то либо стоит начинать такое обучение до года, либо уже ждать до 4-5 лет, когда чадо будет чисто выговаривать все звуки родного языка.
Здесь мне нечего добавить, спорить не стану, опровергать тоже. Хотелось бы послушать мнение двуязычных родителей, что они думают по поводу вышесказанного. Я не даю своим детям второй язык, потому что его не знаю. Если бы я владела вторым языком в совершенстве, то с рождения давала бы его своим детям. Лишним в жизни не будет точно. С Даней заучивали простые английские слова, периодически повторяя, чтобы не забыл. В школе ему это помогло, сам говорит. Миша смотрит мультики на английском языке, иногда читаю детские книжки, но не разговариваю, поскольку не владею в совершенстве. Так…, что-то укладывается и ладно. В основном, просто для общего развития, а не для чего-то конкретного.
«При этом следует помнить, что малыши легко забывают выученные слова без частого повторения». С этим я полностью согласна, и здесь касается всего!!! Как я уже писала выше, с Даней усиленно начала заниматься с 3-3,5 лет. Достаточно было не позаниматься чем-то неделю, все буквы забыты, цифры тоже, да всё забыто, хотя ещё неделю назад всё знал и говорил. Что говорить про детей, мы взрослые также. Если надо выучить какое-то стихотворение, учим, рассказываем, а буквально через неделю-две уже не помним. Сейчас многие скажут, что это не так, многие стихи со школы помнят. Согласна, и я многие стихи помню, которые учила в третьем классе, но, согласитесь, не все, не полностью, и не так чётко, как тогда, когда надо было их рассказать. Если у вас не так, то могу поздравить с отличной памятью! Тем не менее, если с ребёнком заниматься регулярно, он будет всё помнить. Даже, если вынуждено проходит какое-то время, которое вы не занимались, начать никогда не поздно и ребёнок, который знал данную информацию, быстрее схватывает, впитывает и навёрстывает упущенное.
Методика обучения чтению по кубикам Зайцева рассчитана на деток с 2 лет. При этом ребенка учат читать по «складам». Казалось бы, замечательная методика, но в ней тоже есть свои подводные камни. Итак, когда речь идет о малышах 2-3 лет, то возникает закономерный вопрос: куда спешить? Для желающих потрясти воображение соседей и родственников читающим в 2 года ребенком сообщу, что в 2-3 года у малышей активно развиваются височные отделы левого полушария головного мозга, «ответственные» за звуковой анализ речи. Ориентировать на зрительные образы слов и «складов» в этом возрасте — значит нарушать естественный ход развития ребенка, что весьма небезопасно. Дело еще и в том, что в русском языке применяется аналитико-синтетический способ чтения, который грубо нарушается при занятиях по кубикам Зайцева. В результате дети не учатся звуковому анализу и в школе испытывают серьезные трудности при обучении письму (для того чтобы написать слово, первокласснику необходимо проговорить его побуквенно) и фонетическому анализу слов. Сложности возникают и при разборе слов по составу (корень, приставка и т.д.).
Кубики Зайцева хороши в том случае, если малыш страдает задержкой психического развития или общим недоразвитием речи. В этих случаях они действительно помогают деткам овладеть чтением в обход традиционных методик. А здоровым малышам есть смысл использовать их только как дополнительную развивающую игру (не для обучения чтению), так как пропевание «складов» способствует более чистому звукопроизношению.
Мне интересно было прочитать вышесказанное, поскольку я сама раздумывала купить кубики Зайцева. Я уже писала статью о методиках развития, обучающие чтению и письму, кто не читал, переходите по ссылке. А также я писала, как обучаю Мишу и как занималась с Даней чтением (письмом). Кому интересно, читайте здесь. В данных статьях написано более подробно о методиках развития, не упустите возможность знать больше. Кто не знает, у меня есть профиль в Клубе моя Умница (клуб методики раннего развития), где я веду дневнички своих детей. Кому интересно смотрите и читайте здесь.
Ну вот практически и все основные методики, которые широко используются в центрах раннего развития.
Теперь, если позволите, хотелось бы остановиться на общих плюсах и минусах раннего развития, чтобы дать более полную информацию к размышлению. Начну с минусов.
Минусы
Минус № 1. Все методики «раннего развития» основной упор делают на легкость освоения материала. Они разработаны так, чтобы ребенок учился в буквальном смысле слова играя, без всякого умственного усилия. Этот факт обычно очень радует родителей, которые считают его главным аргументом ЗА раннее развитие. Здесь-то и таится основная опасность! Ничто так не иллюзорно, как ранний «успех», доставшийся без напряжения воли. Ребенок приучается достигать всего без особого труда и усилий. Легко дается и начало школьного обучения. Но когда настает время учить физику, биологию, геометрию — вдруг выясняется, что преимущество оказывается у тех, кто с самого начала привык сидеть над бездарными учениками под руководством обычных учителей.
Немного непонятно Елена Александровна пишет. Тот, кто занимается с ребёнком ранним развитием не поймёт, что она пытается донести. Многие родители, открывая методички к пособиям, прочитав их, звонят или пишут на сайт (клуб раннего развития), что не поняли как заниматься, хотя в методичках довольно подробно всё описано. Надо понимать, что люди все разные, у всех разное образование, менталитет, интеллектуальное и физическое развитие, и многое другое. Взрослым бывает тяжело понять, что надо делать, а ребёнку тем более. И многие скажут, что ничего легкого в методиках раннего развития нет. Хочу пояснить, что имела в виду Мухина Е. А. (для тех, кто не понял). Расскажу на примере…
Даня с первого по третий класс учился отлично, без особых усилий. Он был хорошо подготовлен к школе и ему легко давалась каждая дисциплина. Некоторым детям было сложно. Чтобы понять очередную тему по математике, русскому и другим предметам, им приходилось сидеть, корпеть над учебниками. Родителям, приходилось объяснять подолгу или нанимать репетитора, который дополнительно проводил с ребёнком занятия по школьным предметам. На родительском собрании, по окончании третьего класса, учитель сказала, что четвёртый класс будет сложным. Чтобы учиться хорошо, всё понимать и во всём разбираться, надо будет больше сидеть за учебниками, читать, решать, изучать… И добавила, что тем, кто учился легко и хорошо, будет сложнее, потому что они не привыкли корпеть над учебниками. А те, кто изначально корпели, им будет легче, потому что они к этому привыкли. Вот об этом и говорит Елена Александровна. Если с ребенком заниматься ранним развитием, для него будет казаться (на первый взгляд), что всё просто. Ему будет легко или даже скучно учиться в начальной школе, но как только настанут трудности, ученик растеряется…
Минус № 2. Многие психологи говорят об угрозе дисгармоничного развития ребенка — опережающего развития интеллектуальной сферы в ущерб другим. Наиболее часто при этом страдает психоэмоциональное развитие крохи. Существует четко выявленные периоды развития ребенка. Раннее детство — это время конкретного мышления. Абстрактная деятельность, например изучение букв и цифр, — неестественна для детей раннего возраста. Задатки логического мышления возникают лишь к концу дошкольного периода, а окончательно формируются лишь к подростковому возрасту. Это законы развития, которые не зависят от того, принимаем мы их или нет. Так же как и закон Ома. Есть также периоды сензитивности — наилучшее естественное время для развития определенных способностей и формирования навыков. Кандидат психологических наук Алексей Кушнир пишет: «Исходя из сензитивности, надо учить тому, что ребенок легко может усвоить. Мы же «вталкиваем» в детей теоретические понятия и гордимся тем, что «втолкнули». А время, которое можно было бы потратить на более адекватные для его развития процессы, мы протранжирили. Мы не дали ему предметную деятельность, не дали ритмику, не загрузили моторику, не пробудили эмоциональную отзывчивость и т.д. Мы затормозили его собственные тенденции и не дали проявиться его одаренности, если она была. То есть школа, «заточенная» под раннее развитие, губит внутренний потенциал в ребенке. Зачем учить ребенка теоретическим понятиям сейчас и тратить на это 120 уроков в год, если этот же материал учитель может дать в пятом классе с тем же эффектом, но за 10 уроков?»
Сложно что-либо сказать, психологу, наверно, виднее… Одно могу сказать, я мало занималась с Даней творчеством. Он мало резал ножницами, раскрашивал раскраски, делал поделки, лепил пластилином и т.д., а также я мало времени и внимания уделяла физическому развитию. Основной упор делала на подготовку к школе, занятиям по математике, русскому языку, чтению, письму… Итог: по тем предметам, которым занимались, у него пятёрки и они легко даются. По физкультуре ставят — пять, но меня это удивляет, потому что он хуже всех бегает, подтянутся и отжаться не может… Спорт вообще не любит. Не умеет кататься на велосипеде (самокате, роликовых коньках, коньках, лыжах) и т.д. И не хочет пробовать и научиться. По труду и рисованию — четвёрки ставят, хотя рисует Даня хорошо, но раскрашивает плохо и ленится. Поделки на труде делает долго и медленно, не успевает за урок. Вырезать ножницами не любит и у него плохо получается. Это упущение с моей стороны, итоги упущений налицо. Сейчас стараюсь восполнить этот пробел: делаем поделки, вырезает ножницами, лепит из пластилина сказочных героев (по книге, с пошаговой инструкцией), раскрашивает раскраски. Но, чаще всего, приходится завлекать, потому что сам интереса не проявляет, не хочет.
Учитывая все свои ошибки в воспитании Дани, Мишу воспитываю по-другому. Мише даю всё!!! Да и сам Миша другой, он более подвижный, активный, любит спорт, везде лазает. С рождения ходим в бассейн, купили спортивный комплекс домой, по которому он лазает. Развиваю физически, интеллектуально и творчески.
Минус № 3. Статья невролога Елизаветы Меланченко так и называется: «Я — против раннего развития». Почему ранняя интеллектуальная деятельность может навредить? «Дело в том, что мозг ребенка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом — за движение и только потом — за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие становление ребенка может отклониться от нормы. Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов — и соответственно, ребенок получает целый букет заболеваний. Причины спазмов в детском возрасте также связаны и с психологическим напряжением, которое очень и очень часто возникает у тех, кого раньше времени сажают за парты». Ну и нельзя обойти вниманием тот факт, что за последние 25-30 лет широкого распространения различных методик раннего развития количество гениев в нашей стране и в мире не увеличилось. Дети Никитиных выросли обычными среднестатистическими людьми, которые в интервью жалуются на отсутствие детства.
Вышесказанное, полезно прочитать родителям, которые помешаны на раннем развитии!!! Есть родители, которые с рождения учат ребёнка: китайскому, английскому, чтению, счёту, флаги, страны, цвета… всему и сразу. Они живут и дышат этим. Ночами готовят пособия на следующий день, чтобы дать ребёнку. Признаюсь, одно время и я была в числе таких мам, но вовремя притормозила.
Плюсы
Но нельзя сказать, что раннее развитие состоит только из минусов. Оно обеспечивает некоторую страховку от неудач в начальных классах. К сожалению, система народного образования устроена так, что чем больше умеет ребенок до поступления в школу, тем лучше. Вот почему за год, за два до поступления в школу стоит начать обучать ребенка учиться самостоятельно — и делать это лучше всего на примере чтения, письма и счета. Эта вынужденная мера очень напоминает раннее развитие, но от классического «раннего развития» она отличается более приземленными целями, сравнительно «поздними» сроками и гораздо меньшими требуемыми усилиями, — все-таки, что бы ни говорили, а учить шестилетнего ребенка куда проще, чем годовалого.
Но я прекрасно понимаю, что многие мамы, в том числе и ваша покорная слуга, водят своих чад на развивающие занятия. Назову еще несколько плюсов: возможность общения в детском коллективе (способствует социализации), обучение работать по инструкции и развитие эмоционально-волевой сферы.
В основном, Мухина Елена Александровна писала о раннем развитии в центрах, а не дома. Я уже писала, что я против центров раннего развития, предпочитаю заниматься с детьми дома — сама.
Но при этом хочу сказать, что раннее развитие не должно превращаться в раннее обучение, мамы должны четко представлять себе возможные последствия некоторых занятий, и все, что делается, должно делаться ради малыша, а не ради удовлетворения собственных амбиций. Наше тщеславие — страшный враг нашего крохи.
Полностью согласна!!!
С уважением, Анастасия Шарапова, автор сайта Толковые родители И…
Хорошо современным родителям: сейчас столько информации на любую тему, что остаётся лишь выбрать нужную. У предыдущего поколения был разве что доктор Спок
Данн сейчас сколько лет? У него есть какое-нибудь хобби??
Дане сейчас 10 лет, в декабре 11 исполнится. У него нет никакого хобби. Ему ничего не интересно, ничего не нравится так, чтобы прям захватывало. Он скорее разносторонний. Любит играть в компьютерные игры, в игры на планшете или psp. Надоедает, берет конструктор какой-нибудь, что-нибудь строит. Если и это надоело, берет книгу читает (рисует, лепит из пластилина, и т.д.). Он домашний. Гулять не любит, не вытащить на улицу. Одного я его не пускаю, но он и сам не просится. Друзей, как таковых, не имеет. Гуляет только с нами (семьей). Если на улице к нему подходят мальчишки и говорят: «Давай дружить?» или «Давай поиграем?» Он всегда отказывается, отвечает, что он гуляет с семьей и ему не хочется играть. И прям раздражается, когда к нему пристают. Я ему говорю, что нельзя так негативно на это реагировать, не хочешь играть и общаться — ответь спокойно. Объясняю, что мальчишкам скучно, что они гуляют одни, вот и ищут себе компанию. А ему никто не нужен. Вот такой он у меня…
Не страшно!) Я такой же был!) Да что там был, я и сейчас такой!!))
Друзья есть, путем жесткого отбора, у меня появились хорошие, верные и самые лучшие друзья!) но до 15 лет не было друзей!))
Я за ранее развитие, и за посещение детских центров развития. хотя знаю, что очень многие мамы очень ответственно занимаются с детками дома, готовят разные заготовки, пишут план занятий. К сожалению мне не хватает желания, сил и энергии проводить подобного рода занятия дома, поэтому ходим в клуб. Особенно хороши такие занятия осенью и зимой, ребенок контактирует с детками, учится быть в коллективе.
Уж не знаю если я сильно терпеливая или помешанная , но результатов смогла дождаться. Настя, ты абсолютно права в том, что большинство родителей не осознает, сколько времени им нужно будет уделять занятиям, чтобы увидеть результат описанный Доманом.
Я сама, начиная занятия с малышом 3-ех месяцев, не совсем понимала до какого возраста нужно будет заниматься с ребенком в подобном темпе. Сейчас я уже знаю ответ — лет до 13 точно. А потом поддерживать интересы ребенка в силу его развития. Поэтому родителям, которые ещё не осознали этого, сложно продолжать занятия не видя результатов, не понимая к чему они двигаются.
А всякие «Химия с пеленок» и тому подобное — это бред. Никакой химии малышам не нужно, она может быть введена лет с трех в виде веселых опытов. И вообще, если родитель увлечен развитием своих детей, то скоро начинает понимать, что придерживаться одной методики не стоит. Нужно подстраиваться под своего малыша и его интересы, а самое главное весь материал давать в игровой форме, а не махать карточками перед лицом у чада.
По поводу иностранных языков Настя, ты просишь поделиться мнением мамы с подобным опытом, у меня написан пост Дети билингвы. Где как раз я рассказывала об опыте нашей семьи, где ребенок общается на 4-ех языках.

Спасибо, огромное, за искренний, большой комментарий! Обязательно почитаю пост Дети билингвы.
Согласна с автором в том, что все эти ранние развития-методики принципиальной роли в будущей жизни детей не играют. Ребенок и сам прекрасно осваивает окружающий мир, если растет в нормальной семье.
На самом деле, всё гораздо сложнее. Тема раннего развития малыша крайне индивидуальна. Здесь нельзя однозначно говорить по достижении какого возраста нужно учить ребёнка китайскому языку или отвести в секцию спортивной гимнастики. Есть много различных факторов, влияющих на решение родителей. Страна, нация, культура, традиции и прочее, прочее… Это очень тонкий вопрос и ошибки стоят дорого.
» Что русскому хорошо, то немцу — смерть», — говорил Суворов.
Японцы отдают детей в школу с 5 лет. Для нас же это неприемлемо…
Я считаю, что все хорошо в меру. Конечно, нужно заниматься со своим малышом. Но чрезмерно увлекаться с этим не стоит, иначе у ребенка вы можете просто «украсть» часть его раннего детства.
Я в этом случае больше склоняюсь к японской модели воспитания (развития), когда до 5-летнего возраста ребенка вообще мало чем подобным напрягают.