К первому классу (6-7 лет) ребенок должен уметь читать. Родители стремятся развить эти навыки раньше. Важно учитывать особенности физического, социального, личностного и эмоционального развития ребёнка.
С рождения до 6 лет у ребёнка в определённой последовательности развиваются отделы мозга, которые отвечают за восприятие информации, её обработку, анализ и обратную связь (например: слышит звук – анализирует его – вспоминает образ буквы – пишет).
С 1,5 – 4 лет ребёнок начинает общаться, развивает разговорную речь, воспринимает речь на слух. Параллельно развивается мелкая моторика – умение держать ручку, карандаш, умение управлять ими. Всё это определяет готовность к письму.
В 3,5 – 4,5 у ребенка возникает интерес к письму.
В 5 – 7 лет развивается способность написать и понять буквы и воспроизводить буквы в звуки и слова.
Существует множество методик обучение чтению и письму. Какую бы из методик вы не выбрали, помните, что она должна подходить вашему ребёнку по возрасту, быть интересной и увлекательной. Методика должна нравиться ребёнку. Как я обучала (обучаю) своих детей чтению и письму, можете прочитать в статье «Как мы обучаемся чтению и письму».
Многие логопеды считают, что обучение ребёнка буквам нужно начинать тогда, когда он освоит звуковой анализ, но я знаю нескольких детей, которых обучали буквам с 6-9 месяцев, они научились рано читать, грамотно пишут, отлично учатся и чётко, грамотно говорят. На мой взгляд, не существует идеальной методики развития для всех детей, каждая мама сама должна понимать и видеть, что для её ребёнка подходит, а что нет.
Звуковой метод
По этому методу обучение ведётся в первых классах российских школ. Метод заключается в том, что учитель произносит звук, затем показывает как пишется соответствующая буква. Сначала учат простой гласный (например: а), а затем прибавляют согласный (например: м). Ребёнка учат тянуть гласный звук и прибавлять к нему согласный (например: а – м). Потом читают слог, где согласный первый, а гласный второй (м – а). К одному слогу прибавляют другой, получают слово (ма – ма; мы – ло и т.д). Этот метод используется в букварях и азбуках, постоянно дорабатывается и совершенствуется.
Звуковой метод хорош для русского языка – большинство слов читаются так, как пишутся. Правил чтения в русском языке немного (в отличие от английского и французского языков).
Метод целых слов
Известен в России как метод Глена Домана. Доман создал систему обучения счёту и чтению для детей с отклонениями, которую потом стали применять ко всем детям.
Метод состоит в том, что ребёнку показывают карточки со словами, написанные крупными красными буквами. Увидев слово несколько раз, услышав, как оно произносится, ребёнок его запоминает. Узнав достаточное количество слов, начинает читать. Такие занятия можно начинать с рождения.
Эта методика больше подходит для английского языка: у него сложные правила чтения и много коротких слов, которые легко запомнить. Собственно говоря, методика и была разработана для английского языка и для детей с отклонениями, которым сложно понять связь между звуком и буквой. Для них запоминание целых слов – это ключ к началу чтения.
В России методику Глена Домана дорабатывают и совершенствуют с каждым годом, этим занимается компания «Умница», а дорабатывают и совершенствуют ее под российских детей семья Маниченко. Методики развития, основанные на базе матодики Глена Домана, созданы Маниченко А.А., на них так и написано Методика Домана-Маниченко.
Детям данная методика помогает развить зрительную память. Некоторых детей мотодика научила полноценно читать, я их знаю, смотрю видеоролики в Клубе «Умница», как дети читают, занимаясь по методу Домана-Маниченко. Всё же я считаю, что методика подходит далеко не всем детям, ребёнок узнает отдельные слова, но к осознанному чтению новых слов ребёнок может перейти, только научившись соотносить буквы со звуками родной речи. Даже, если ребёнок читает некоторые слова, уже пройденные, в 2 – 3 года, то с ним надо заниматься всё больше и больше, обучать всё большим и большим количеством слов. Если перестать заниматься с ребёнком, он забудет всё это очень быстро, не смотря на то, что он эти слова читал. Если ребёнок запомнит много слов по карточкам, то в дальнейшем он будет читать эти слова быстрее.
Метод Монтессори
Обучение чтению и письму по методу Монтессори – это не набор пособий, которые предназначены исключительно для обучения грамоте, а целая система занятий и игр, которые постепенно развивают интеллектуальные и двигательные способности ребёнка. Основная цель Монтессори – всему свое время. В возрасте 3,5 – 4 лет дети имеют большой словарный запас, умеют выражать мысли словами. Дети начинают интересоваться буквами. Им нравится играть с буквами, рисовать их, обводить. Если поддерживать этот процесс, то в 4 – 5 лет ребёнок начинает писать отдельные слова и целые предложения. К возрасту 5 – 6 лет он без принуждения, с интересом учится читать, следуя естественной логике речевого развития.
Метод складового чтения
Ребёнок начинает говорить не по буквам и не целыми словами сразу, а по складам: МА-МА, БА-БА, ПА-ПА и т.д. Отсюда возникла идея, что читать по складам для ребёнка легче и естественней.
- Кубики Зайцева. Основоположником современного складового метода в обучении чтению стал Н.А. Зайцев, который придумал свои знаменитые кубики. Складом считается слияние звуков: согласного с гласным, согласного с мягким или твёрдым знаком, отдельно гласный или согласный. Например: КО-РО-ВА, КО-Ш-КА и т.д. Эти кубики различаются по цвету, размеру, звуку, который они издают (благодаря наполнителю из дерева или «железок»). Такое разнообразие помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и глухими, мягкими и твёрдыми звуками.
Начинать заниматься с детьми можно уже с года. Сначала дети играют с кубиками, строят башни, дороги, дома, обращают внимания на цвет кубиков и звучание. Позже, начинают выполнять более сложные задания, например: выставляют все склады, где есть буква «о». Спустя какое-то время начинают читать простейшие слова, а потом, незаметно переходят к чтению целых слов. Если уделять внимание постоянно, придумывать игры с кубиками, организовывать ребёнка, то к 3-4 годам ребенок осваивает чтение. - «Складушки» Воскобовича. Игра, созданная Вячеславом Воскобовичем. Играть с детьми с 3-5 лет.
Ребёнок вместе со взрослым рассматривает рисунки на карточках, читает стихи, рассказывает сказки и поёт. Запомнив склады, учится составлять из них слова, читать отдельные слова, а затем и предложения.
В дополнение к «Складушкам» есть и другие пособия Воскобовича: например: конструктор, из частей которого можно собирать буквы. Или шнуровка «Ромашка», где ребёнку нужно продеть веревочку в отверстие с буквами в последовательности, которая соответствует написанию какого-либо слова. - Кубики «Читаю легко». Кубики разработаны Евгением Чаплыгиным. Предназначены для детей с 3 лет. Здесь больше игр, чем в программе Зайцева. Кубики соединены между собой платформами, подвижные кубики можно прокручивать, получая новые склады и новые слова. Сочетание букв на кубиках подобраны таким образом, что из двух динамических кубиков можно составить 20 слов, а из трех – 500.
Таблица обучения чтению по различным методам
Звуковой метод | Метод целыми словами | Метод Монтессори | Метод складового чтения |
1. Для начала с ребенком надо выучить звуки в словах, объяснить, что звуки бывают твердые и мягкие, гласные и согласные, глухие и звонкие. У каждого звука есть свое обозначение – буква.2. Далее слияние звуков в слоги м – а – ма и т.д. Сначала из двух слогов, затем из трех, четырех и т.д.3. Ребенок складывает сначала короткие слова, затем более сложные, постепенно переходит к чтению предложений.Плюсы метода: множество пособий, родителям не нужно специальной подготовки, чтобы проводить занятия. Обучение по этому методу можно начинать с 4-5 лет, так как ребенок должен понимать разницу между глухим и звонким, мягким и твердым звуками и т.д.Минусы метода: научившись читать по слогам, ребенок довольно долго будет читать медленно и с ошибками. Дети часто не понимают смысл прочитанного, потому что читают по слогам.Самые лучшие пособия этого метода букварь Жуковой, Новоторцевой. В школьных букварях порядок изучения букв зависит от частоты их использования в русском языке, а для дошкольника это может представлять сложность. | 1. Родители либо сами, либо купив комплекты «Чтение с пеленок» готовят слова для показа малышу.2. Малыш запоминает слово целиком при частом показывании его.Плюсы метода: развивает зрительную память и скорочтение.Минусы метода: подходит не всем российским детям. Больше подходит для обучения чтению английского языка. Требует большую подготовку от родителей, для приготовления новых слов. | 1. Звуковые игры. В коробке с отверстиями находятся предметы, в названии которых есть определенный звук. На каждой ячейке написана буква, обозначающая данный звук. Ребенку показывают предмет, произносят букву и акцентируют внимания на звуке. Таким образом, ребенок учится выделять звук в начале, середине, в конце слова и соотносить его с буквой на ячейке.2. Подготовка руки к письму. Используя специальные рамки для подготовки к письму, ребенок ведет руку по прорезям, выполняя различные движения, содержащие элементы букв.3. Работа с буквами. Пособие «шершавые буквы», выполненные из шершавого материала (как наждачная бумага). «Шершавые» буквы письменные, потому что плавные круговые движения более доступные для детей. Ребенок лучше запоминает алфавит, когда задействованы тактильные ощущения.4. Письмо. Когда ребенок пройдет все вышеперечисленные этапы обучения, он сам будет готов к письму, начинает писать буквы пальцем на манке, палочкой на песке, а затем и карандашом на бумаге.5. Составление слов. В ячейке деревянной коробки разложены строчные и заглавные буквы. Педагог показывает, как их можно соединить в слоги и слова.6. Чтение. Серия карточек. На каждой карточке слово и картинка, обозначающее слово. Они обозначены определенным цветом. Розовая – каждая буква в слове произносится так, как написана. Также есть зеленые, голубые, белые – каждый цвет обозначает какие-либо трудности в чтении.7. Развитие навыков чтения. Разнообразные игры: выкладывать слова из карточек по принципу домино (ангеЛ – ЛимоН – НосоК и т.д.) и множество других игр.Плюсы метода: развитие сразу по нескольким направлениям.Минусы метода: Требуют определенной подготовки от взрослого и создание специальных условий – обустроенной среды. Подходит больше для групповых занятий с детьми (в центрах, в группах раннего развития Монтессори). | 1. Кубики Зайцева. В комплект входят кубики, а также таблицы, на которых расположены сразу все склады русского языка, книга для взрослых с примерами заданий и диск с песнями. Методика требует от взрослого определенной подготовки и постоянной вовлеченности. Подходит больше для групповых занятий в развивающем центре или детском саду, так как многие игры соревновательные.2. «Складушки» Воскобовича. На 21 карточке двумя столбиками располагаются склады, из них можно строить домики. К игре прилагается книжка и CD-диск. Занятия лучше проводить в группе 4-7 человек. Играя по полчаса два раза в неделю, трехлетний ребенок научится читать за полгода, а шестилетний за месяц.3. Кубики «Читаю легко». Набор состоит из 10 простых деревянных кубиков, 10 двойных подвижных кубиков и «книжка-шпаргалка» для родителей с рекомендациями по проведению занятий. Плюсы метода: пособия не нужно делать самим, занятия можно проводить дома, не требует никакой специальной подготовки от взрослого. Занимает мало места. |
С уважением, Анастасия Шарапова
Пробежала глазами по статье, показалась мне актуальной, по крайней мере, для нас в частности. Нам 4,5 года и я никак не могу научить малыша читать. Слушать он любит, буквы знает, хочет научиться, но не понимает как складывать буквы в слоги. Завтра почитаю внимательно вашу статью и уверена, что найду много полезного для себя.
Почитайте еще вот эту статью http://tolkovye-roditeli-i.ru/556, в ней я пишу, как я обучала старшего сына чтению и как мы занимаемся с младшим. Может тоже что-нибудь интересное для себя найдете. Будут вопросы — спрашивайте!
Сколько мы с сыном слез пролили когда учились читать по букварю! И мне не хватило ума посмотреть в интернете другие методики обучения чтению. Вот такая вот я недалекая мамаша.
Все нормально!!! Многие так, не знают что есть в мире. Что-то и я не знаю, а потом бац… и думаю, как же сама то до этого не додумалась:)
Безусловно, к моменту поступления ребенка в 1-й класс школы, он должен уметь читать и даже немного писать. Считать просто обязан, потому что это в жизни главное
Спасибо за подробный рассказ о методах обучения ребенка, еще бы все учителя так ответственно к этому относились, как Вы описываете.