Многие родители стали уделять большое значение эмоциональному и социальному развитию своего ребёнка. Каждая мать, которая интересуется этим вопросом, думает, а правильно ли развивается мой малыш?! Эта статья про эмоциональное и социальное развитие ребёнка ответит на интересующие и волнующие вас вопросы.
Возраст от одного месяца до трёх
Ко второму месяцу жизни ребёнок наблюдает за окружающими людьми, слушает их. Он радуется, если ему улыбаются. В течение первого месяца младенец начинает экспериментировать с улыбками и ужимками. На втором месяце жизни эта мимика трансформируется в настоящие признаки удовольствия. При виде первой улыбки ребёнка взрослые делают всё возможное, чтобы он улыбался снова и снова.
Сначала может казаться, что ребёнок улыбается, смотрит, куда-то мимо вас, не встречаясь с вами взглядом. Не беспокойтесь! Взгляд в сторону обеспечивает ему некоторый контроль над ситуацией и оберегает его от вашего слишком сильного воздействия на него. Эта манера незаметно наблюдать за общей картиной происходящего. Таким образом, ребёнок уделяет одинаковое внимание выражению вашего лица, звуку вашего голоса, теплу вашего тела и тому, как его держат. Со временем, младенец станет всё дольше и дольше не отводить свой взгляд от ваших глаз.
К трём месяцам ребёнок широко улыбается и гулит, чтобы привлечь к себе внимание. Иногда он лежит и наблюдает за вашим лицом, ожидая, когда ему улыбнуться, а затем в ответ восторженно заулыбается сам. В таких диалогах участвует всё тело младенца. Он широко разводит руки в стороны. Руки и ноги двигает в такт речи. Он внимательно наблюдает за вами, открывает рот, пытается изобразить выражение лица, говорящего с ним человека.
В возрасте трёх – четырёх месяцев, ребёнка начинают интересовать другие дети. Если у него есть братья или сестры, он будет расплываться в улыбке каждый раз, когда они заговорят с ним. Услышав детские голоса по телевизору или с улицы, ребёнок поворачивает голову, чтобы увидеть говорящих.
Знакомых людей (родителей, бабушек, братьев, сестёр) ребёнок встречает улыбкой и дружелюбием. На незнакомых людей ребёнок смотрит любопытным взглядом. Такое поведение свидетельствует о том, что даже в таком раннем возрасте ребёнок осознает, кто есть кто в его жизни.
Общение в младенчестве кажется только игрой, но оно имеет важное значение в социальном и эмоциональном развитии ребёнка. Разговаривая с малышом, улыбаясь ему, не отворачиваясь в сторону и не прерывая младенца, когда он гулит и улыбается, вы демонстрируете ему, что он интересует вас, вы его цените. Ребёнок начинает понимать, что он многое значит для вас, он может вам доверять.
Плач и улыбка ребёнка – это способы выражения своих потребностей и некоторого воздействия на происходящее с ним. Когда ребёнок голоден, или у него что-то болит – он кричит, хныкает с отчаянной жестикуляцией и мимикой. Со временем каждая мать научится распознавать эти сигналы и сможет удовлетворить все потребности своего малыша.
Когда ребёнок мирно спит или самостоятельно развлекается в состоянии бодрствования, будьте уверены, что все его потребности, в данный момент, удовлетворены. Отдохните или займитесь другими делами, либо понаблюдайте с расстояния за малышом, как развиваются его новые способности, такие как умение целенаправленно тянуться руками к игрушке, следить взглядом за движущимися предметами.
Может быть так, что все потребности ребёнка удовлетворены, а он всё равно нервничает или капризничает (ноет между периодами спокойствия). Возможно, он даже не знает, что хочет, и успокоить его может любое ваше действие (игра, разговор, качание или прогулка).
Постепенно периоды острой нужды у ребёнка сокращаются, и он сможет дольше самостоятельно развлекаться. По большей степени это обусловлено тем, что вы предчувствуете и решаете многие из его проблем до того, как они причиняют ему неудобства. Ребёнок становится активнее, и его легче отвлечь.
В первые месяцы жизни ребёнка не надо бояться испортить его чрезмерным вниманием. Если малыш нуждается в вас, немедленно откликайтесь. Вы не всегда сможете его успокоить, но продемонстрируете ему свою заботу.
В рассматриваемом возрасте ребёнку требуется постоянная поддержка, чтобы он был уверен в ней, чувствовал себя защищенным. Помогая ему укрепить чувство безопасности сейчас, вы закладываете в нём основу для ощущения уверенности в себе и доверия, которые позволят ему постепенно обходиться без вашей опеки, стать сильной и независимой личностью.
Возраст от четырёх месяцев до семи
Между четвёртым и седьмым месяцами у ребёнка наблюдается радикальное изменение личности. В начале рассматриваемого периода он ведёт себя относительно пассивно. Ребёнок озабочен только питанием, сном и заботой окружающих о нём. Научившись переворачиваться, сидеть, пользоваться ручками, ползать, он становится активными ещё более внимательным к внешнему миру. Ребёнок тянется ко всему ручками, хватает. Если ему что-то не удается, он кричит, колотит оказавшимися под рукой предметами или бросает их.
Ребёнок ещё больше улыбается, лепечет, копирует взрослых. Он быстро устаёт от игрушек и требует постоянного внимания мамы.
В рассматриваемом периоде начинают проявляться врождённые черты характера. Вы можете понять какой характер и темперамент у вашего ребёнка: неугомонен или спокоен; добродушен или раним; упрям или уступчив.
Более активные и возбудимые дети требуют дополнительного терпения. Они легче привыкают к изменяющейся окружающей среде. К таким детям надо искать определенный подход, например: если вам надоело поднимать игрушку, которую он роняет уже в десятый раз, возьмите ребёнка, опустите его на пол, чтобы он сам достал её.
Более робкие и спокойные дети требуют особого внимания, особенно, если его окружают более активные дети. Когда ребёнок спокоен и нетребователен, можно предположить, что он всему удовлетворён. Однако такой ребёнок нуждается во внимании даже больше других детей. Его подавляет происходящее вокруг. Ему надо помочь научится быть более решительным. Нельзя ребёнка вовлекать в игры с другими детьми, надо оставить его побыть наблюдателем. Почувствовав себя в безопасности, он будет тянуться к окружающим его людям.
К концу рассматриваемого периода ребёнок активно и с удовольствием общается. Его интересует свое отображение в зеркале. Ребёнок часто выглядит весёлым.
Возраст от восьми месяцев до года
В течение рассматриваемого периода ребёнок может выглядеть как две разные личности. То, он нежный, открытый и общительный, но, вдруг, становится встревоженным, легко пугающимся незнакомых людей и предметов. Его пугливость, не из-за того, что вы балуете ребёнка, такое поведение малыша не связано с методом его воспитания. Его беспокойство свидетельствует о сформировавшихся здоровых взаимоотношениях с матерью. Ребёнок осознает и видит различие между знакомыми и незнакомыми ситуациями.
Первым проявлением достижения ребёнком очередного этапа эмоционального развития является боязнь незнакомых людей. Это может быть и раньше рассматриваемого периода, уже месяцев с пяти – шести малыш может плакать и нервничать при виде подходящих к нему чужих людей или, оказавшись один в незнакомом месте, например: когда я с Мишей ходила в бассейн, он постоянно плакал, когда я уходила в душ ополоснуться, оставив его в манеже или с подругой. Так он делал месяцев с пяти – шести и такой период у него по сей день (сейчас Мише полтора года). Иногда убегает и ничего не боится, а бывает, что каждого пугается, схватится за мою ногу и хнычет, чтобы я его на руки взяла и не отпускала.
Вы можете подумать, что такое поведение ненормально: в возрасте трёх месяцев ребёнок спокойно на всех и на всё реагирует, а теперь начинает напрягаться, когда к нему подходят близко или, что-то пугает. Он может даже заплакать и пытаться спрятаться при виде родственников, с которыми он раньше чувствовал себя комфортно. Для данного возраста это нормально, не нужно беспокоиться.
Примерно в этот же возрастной период ребёнок начинает сильнее привязываться к матери и неохотно с ней расстаётся. Когда мама находится вне поля его зрения, даже выходя в соседнюю комнату, он знает, что вы где-то есть, но не с ним, и это сильно расстраивает его. У малыша слабо развито чувство времени, он не знает, когда вы вернетесь, и очень боится, что больше не увидит вас. Если оставить его с кем-нибудь другим, он может разразиться громким криком. Когда придёт время ложится спать, он не будет отпускать вас от себя и может просыпаться среди ночи, чтобы удостовериться в вашем присутствии. Когда ребёнок станет немного старше, в ваше отсутствие его будет утешать воспоминание о проведённом с вами времени, и ему легче станет переносить разлуку. Он будет с нетерпением ждать возвращения матери.
Период боязни остаться без мамы приходится на возраст от десяти до восемнадцати месяцев, затем, к двум – двум с половиной годам страх постепенно ослабевает.
Оставляя малыша плачущим, вы испытываете чувство вины. Старайтесь максимально смягчить свои временные отлучки. Несколько рекомендаций:
Если планируете куда-то уйти, планируйте уход на время после дневного сна и кормления ребёнка, так как, когда малыш устал и голоден, он больше подвержен боязни разлуки. Если ребёнок болен, старайтесь от него не отлучаться, оставайтесь с ним как можно дольше.
Уходя, не суетитесь и не нервничайте. Пусть тот, кто остаётся присматривать за ребёнком, отвлечет его чем-нибудь, а вы тихонько выйдите из дому.
Малыш перестанет плакать через несколько минут после вашего ухода. Все его взрывы эмоций нацелены на то, чтобы убедить вас остаться. Если ребёнка чем-то развлечь, отвлечь интересным, его внимание быстро переключится на того, кто остался с ним.
Ребёнка надо приучать легче переносить разлуку с помощью тренировок дома. Когда вам надо выйти в другую комнату или в кухню, скажите ему: «Я иду в другую комнату (кухню, туалет), сейчас (скоро) вернусь». Если он начнёт нервничать, отзовитесь, но не бегите к нему. Делайте такие тренировки, каждый раз увеличивая время отсутствия, постепенно малыш поймёт, что ничего ужасного не происходит, если вас нет, и вы всегда возвращаетесь, когда обещаете вернуться.
Если вам необходимо оставить ребёнка у няни дома, в детском саду или в каком-нибудь общественном учреждении, не уходите оттуда сразу. Поиграйте с ним несколько минут в новой обстановке. Когда будете уходить, скажите ребёнку, что скоро вернетесь.
К концу рассматриваемого периода у малыша начинает пробуждаться осознание собственной индивидуальности. Он всё больше и больше начинает ощущать себя отдельной личностью и отделяет вас от себя. Одним из самых четких признаков появления самосознания является то, как ребёнок смотрит на себя в зеркало. Раньше малыш относился к зеркалу как к удивительному предмету, а сейчас он понимает, что в зеркале отражается он сам. Наблюдая за своим отражением в зеркале, он может изучать себя, трогать нос, целовать своё отражение, любоваться собой, строить гримасы.
Со временем и укреплением у ребёнка представления о собственной личности он станет спокойнее относиться к незнакомым людям и будет легче переносить разлуку с мамой. Кроме того, ребёнок станет более настойчивым, он будет хотеть, чтобы было так, как он того желает. Он будет отворачиваться от еды или предметов, которые ему предлагают. Ещё, малыш станет более подвижный и вам придётся чаще говорить ему «нельзя», чтобы он не трогал запрещённых ему вещей. Но, даже понимая значение этого слова, ребёнок всё равно может ослушаться.
В рассматриваемом возрасте ребёнок также может пугаться того, к чему раньше относился совершенно спокойно. Вполне обычна боязнь темноты, грома, громких звуков и шума, например: работающего пылесоса. Если ребёнок боится чего-то надо устранить источник страха, а позже у него пройдёт эта боязнь. Если вы не можете оградить ребёнка от того, что его пугает, постарайтесь предвидеть его реакцию и находиться рядом с ним, чтобы его поддержать. Сохраняйте спокойствие, не заостряйте внимания на страхе, покажите своими действиями и улыбкой, что вы не боитесь. Если вы будете поддерживать ребёнка, успокаивать, объяснять, что ничего страшного нет каждый раз, когда он услышит шум, гром, его страх будет постепенно убывать.
Этапы социального и эмоционального развития к концу рассматриваемых возрастных периодов
От 1 до 3 месяцев | От 4 до 7 месяцев | От 8 месяцев до 1 года |
|
|
|
С уважением, Анастасия Шарапова
Спасибо, Насть! Очень полезная статья для молодых мам!!!
Интересная и познавательная статья.
Уже и не помню, как у нас было… Время так летит…
Настенька, а я вот поспорила бы с пятой рекомендацией — прежде чем уходить от ребенка в незнакомой обстановке надо поиграть с ребеночком. По крайней мере, это не должно происходить в один день. Для ребеночка и так стресс, а тут еще мамочка поиграла с ним и бросила на чужих теть, пусть и очень добрых. Да и какая же мать… согласиться отдать в незнакомое место своего дорогого ребенка без разведки?
Отчасти я с вами соглашусь, я, когда отдала старшего в детский сад всегда уходила сразу, раздену, отведу в группу и ухожу. Он долго привыкал, плакал. Начинал плакать уже в раздевалке, тогда воспитатель или помощник воспитателя выходила и забирала его, а я уходила. В группу пройти поиграть, отвлечь чем-нибудь, чтобы ребенок видел, что мама с ним — не разрешали. Однажды я попыталась подольше побыть с ним в раздевалке, уговаривая, что я за ним приду, он поиграет, поест и т.д. Оказалось, что это хуже, чем, когда я уходила сразу, таким образом получается долгое прощание, а это всегда хуже.
Сейчас у меня многие подруги отдали уже своих детей в детские сады, в которых мамам разрешают, если ребенок плачет, пройти в группу и немного поиграть. Так вот практика показывает, что это не плохо для ребенка, он играет, знает, что мама рядом, отвлекается на что-то интересное, забывается, а мама потихоньку уходит. Когда ребенок обнаруживает, что мамы нет, не всегда даже плакать начинает, потому что занят уже чем-то очень интересным. А, если и начинает плакать, то намного меньше плачет по времени, потому что мамы то нет в поле зрения, значит слезами ничего не добьешься, не добьешься, чтобы мама осталась, чтобы не уходила, и т.д.
У нас такая же ситуация была. привыкал долго, не хотел ходить в сад. Но тем не менее, когда папа отводил ребенка и сразу удалялся из поля зрения, ребенок забывал о существовании родителей и вливался в игру с другими детьми. Сейчас если случается не идти в сад, то слезы о том, как же там друзья без меня)))
Старший начал ходить хорошо в сад с 5 лет. Когда приходила за ним в 16.00 или 17.00, говорил: «Приходи попозже, я еще не наигрался». А до 5 лет плохо ходил, и болел постоянно, и не нравилось, постоянно жаловался и плакал.
Спасибо, полезная статья взяла на заметку все рекомендации.
нам еще нет 3 месяцев, дочка начала улыбаться с самого рождения. Теперь она слушает внимательно, пытается повторить, улыбается и смеется. Очень любит наблюдать за своим старшим братиком.
Действительно, если ребенок вам улыбнулся, вы будете стараться вызвать эту улыбку еще)))
Замечу, что примерно до двух лет дети такие зайки — если и есть какие-то проблемы, то они все укладываются в формулу поесть-поспать-погладить. Но с двух лет начинается становление характера… и тут нередко случается атас полный!