Здравствуйте дорогие читатели сайта Толковые родители и… В этой статье я расскажу о нашем режиме дня. Оно у каждого разное. Муж живет по своему режиму, у Миши свой, Даня имеет свой режим дня, а я, пока не работаю, подстраиваюсь под каждого.
Ритмическая деятельность
Одной из важнейших особенностей живого организма, является их ритмический характер. Даже у растений можно наблюдать, как они в течение суток ритмически то расправляют листья и венчики цветов, то закрывают их. Самое интересное заключается в том, что способность к ритмической деятельности сохраняется у растений как в условиях темноты, так и постоянной освещенности. Существует огромное количество факторов, показывающих, что все живое имеет свои «биологические часы», а способность к ритмической деятельности передается генетически. Ритмические колебания присущи всему живому, начиная от молекулярного и клеточного, включая целостный организм — до популяции и даже экосистемы.
В сутках 24 часа — это все знают, но не человек придумал сутки, а природа связала все живое нашей планеты с ее движением вокруг собственной оси и вокруг Солнца, определив изменения освещения, температуры, влажности, атмосферного давления и т.д. примерно с периодичностью в 24 часа. Такие биоритмы называются циркадные (от лат. circa — около, dies — день, сутки).
Ученые пытались «навязать» организму человека 16-и и даже 48-часовой ритмы, помещая испытуемых в специальные условия эксперимента. Но адаптироваться к новому ритму организм человека так и не смог.
Жизнь всего живого подчинена законам ритмической деятельности. Но в отличие от жизнидеятельности животных деятельность организма человека обусловлена не только биологическими, но и социальными условиями. Задача состоит в том, чтобы по возможности «сблизить» биологические и социальные факторы. Это под силу сделать всем, надо только разобраться в себе, в своей деятельности и составить четкий режим дня.
Рассмотрим примеры, которые помогут по возможности «сблизить» биологические и социальные факторы. Врачи, исходя из физиологических исследований, рекомендуют взрослому человеку есть через 4-5 часов, причем в определенные часы. Лучше всего установить четырехразовое питание, но ни в коем случае не реже трех раз, поскольку, примерно через 3-4 часа заканчивается переваривание пищи, и она покидает желудок.
Люди, по своей суточной активности делятся на три группы. «Жаворонки», к ним принадлежит 20-25% людей, максимальная работоспособность падает на утренние часы. «Совы», к ним относятся 30-40% людей, работоспособность которых выше в вечерние часы. Остальные — промежуточный тип «голуби», обладают примерно одинаковой работоспособностью в течение суток.
Почему ученые рекомендуют соблюдать режим дня? Во-первых: постоянное нарушение ритма труда, учебы, бодрствования, сна, то есть отсутствие режима дня — приводит к снижению трудоспособности, разбитости, сонливости днем, бессоннице ночью и другим неприятным явлениям. Во-вторых, установлено, что для подавляющего большинства учащихся имеются два пика максимальной работоспособности: между 10-12 и 16-18 часами. Именно в это время при минимальной затрате сил можно выполнить наибольшую работу. (Имейте это в виду!). В-третьих, всякого рода работа выполняется легче, если человек трудится ритмично.
Повышенная биологическая активность днем сменяется пониженной — ночью. Самой природой уготована миссия покоя.
Ночью человек получает наиболее длительный в течение суток отдых. Однако он не означает полного бездействия: продолжает неустанно работать сердце, функционируют пищеварительный тракт, идут процессы ассимиляции. Проснувшись поутру, все животные стремятся освободиться от шлаков, отработанных за ночь, перейти от состояния сна к бодрствованию: встряхиваются, потягиваются, проминаются, умываются, затем приступают к приему пищи. Это общее физиологически обоснованное действие должно распространяться и на человека. Но, мы порой наблюдаем другое. Прозвенел будильник в 7 часов утра. Мы его выключаем, и продолжаем лежать в постели. Потом за пятнадцать минут нужно успеть сделать все «утренние дела» и бежать на работу (школу, детский сад, университет). Нет времени позавтракать, хорошенько умыться, почистить зубы, сделать зарядку, сходить в туалет, таким образом нарушается целый комплекс физиологических процедур, выполнение которых предусмотрено самой природой. Организм человека приходит на работу (в школу, детский сад, университет) совсем неподготовленным.
Не случайно говорят, что утро определяет день. Утренние процедуры: зарядка, умывание или душ помогают отойти ото сна, приобрести бодрость, хорошее рабочее настроение. Обязателен и утренний завтрак. К сожалению, многие люди ограничиваются лишь чашкой чая, а то уходят на работу (школу, университет) и без нее. В результате во время рабочего дня (уроков) появляется головная боль, слабость, снижается внимание.
Ученые установили, что у человека более сорока разных процессов подчинены суточным ритмам. Активнее всего процессы протекают в дневное время. Вот почему сама природа указала нам выполнять работу (учиться) в дневное время, а ночью отдыхать. Работать (заниматься) тоже следует ритмично: 45 минут — работа, 10-15 минут — отдых. Это не просто так установлено в учебных заведениях. Если всю свою жизнь, весь свой режим подчинять определенному ритму, и следовать общебиологической закономерности, то организму человека легче станет работать, значит, мы лучше и больше будем успевать.
Таким образом, надо постепенно и систематично, учитывая свои индивидуальные особенности, и общие биологические закономерности, выработать свой режим дня.
Мишин режим дня
Пока Миша не ходит в детский сад, мы живем по этому режиму дня. Стараемся максимально приблизить его к режиму дня в детском саду, чтобы было легче адаптироваться.
1. | Подъем | 8.00 |
2. | Туалет, умывание, уборка постели | 8.00 – 8.30 |
3. | Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30 – 9.00 |
4. | Игры, чтение книг, различные занятия (рисование, лепка, др.) | 9.00 – 10.30 |
5. | Второй завтрак | 10.30 – 11.00 |
6. | Подготовка к прогулке, прогулка | 11.00 – 12.00 |
7. | Подготовка к обеду, обед | 12.00 – 12.30 |
8. | Подготовка к дневному сну, дневной сон | 12.30 – 15.30 |
9. | Подготовка к полднику, полдник | 15.30 – 16.00 |
10. | Подготовка к прогулке, прогулка, игры, занятия, чтение книг и т.д. | 16.00 – 18.30 |
11. | Подготовка к ужину, ужин | 18.30 – 19.00 |
12. | В теплый период – прогулка перед сном. В холодный период – спокойные игры, чтение книг | 19.00 – 20.30 |
13. | Купание | 20.30 – 21.00 |
14. | Подготовка ко сну, сон | 21.00 – 8.00 |
В теплый период гуляем чаще до трех раз в день. В холодный период гуляем обязательно два раза. Если погода морозная, дождь, сильный ветер — гуляем меньше по времени, хотя бы на 15 — 20 минут, но выходим. Прогулка, игры, купание регулируются по состоянию ребенка. Если ребенок болен, то гуляем меньше или вообще не гуляем, судя по состоянию и по погоде. Также, если болен, не купаем, только минимальные процедуры: чистка зубов, умывание лица, рук, ног, интимных частей тела.
Примерный режим дня в детском саду
Я пишу примерный, потому что в каждом детском саду, даже в каждой группе детского сада, свой режим дня, он не сильно различается с тем, что в нашем детском саду. У нас такой:
1. | Дома:Подъем, утренний туалет | 6.00 – 7.30 |
2. | В детском саду:Прием детей, индивидуальная работа, игры, гимнастика | 7.00 – 8.10 |
3. | Подготовка к завтраку, завтрак | 8.10 – 8.40 |
4. | Игры | 8.40 – 9.30 |
5. | Второй завтрак | 9.30 – 9.45 |
6. | Подготовка к прогулке, прогулка, игры, наблюдение, индивидуальная работа | 9.45 – 11.00 |
7. | Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры | 11.00 – 11.20 |
8. | Подготовка к обеду, обед | 11.20 – 12.00 |
9. | Дневной сон | 12.00 – 15.00 |
10. | Постепенный подъем, бодрящая гимнастика | 15.00 – 15.20 |
11. | Подготовка к полднику, полдник | 15.20 – 15.45 |
12. | Подготовка к прогулке, прогулка, игры, наблюдения, работа с родителями | 15.45 – 18.40 |
13. | Уход детей домой | 18.40 – 19.00 |
14. | Дома:Подготовка к ужину, ужин | 19.00 – 19.30 |
15. | Спокойные игры, чтение книг | 19.30 – 20.45 |
16. | Гигиенические процедуры, ночной сон | 20.45 – 6.00 |
Это режим дня в теплое время. В холодное время все тоже самое, но гуляют меньше или вообще не выходят гулять, особенно, если дети в ясельной или младшей группе.
Данин режим дня в учебные будние дни
Даня школьник. Начало занятий в школе начинаются в 8.30. В учебные будние дни Даня живет по такому режиму дня:
1. | Подъем | 7.00 |
2. | Туалет, умывание, уборка постели | 7.00 – 7.30 |
3. | Подготовка к завтраку, завтрак | 7.30 – 7.45 |
4. | Дорога в школу | 7.45 – 8.00 |
5. | Подготовка к урокам, общение с одноклассниками | 8.00 – 8.30 |
6. | Занятия в школе | 8.30 – 13.20 или 14.15 |
7. | Дорога из школы домой | 13.20 или 14.15 – 14.30 или 15.00 |
8. | Подготовка к обеду, обед | 14.30 – 15.30 |
9. | Игры, прогулка | 15.30 – 17.30 |
10. | Полдник (легкий перекус) | 17.30 – 18.00 |
11. | Приготовление уроков | 18.00 – 20.00 |
12. | Ужин | 20.00 – 20.30 |
13. | Свободные занятия (чтение, спокойные игры) | 20.30 – 21.30 |
14. | Подготовка ко сну | 21.30 – 22.00 |
15. | Сон | 22.00 – 7.00 |
Два раза в неделю Даня ходит на ЛФК при школе. В эти дни он остается в коле на продленку, обедает в школе. После ЛФК возвращается домой в районе 17.00 — 17.30. И далее по расписанию.
Данин режим дня в выходные дни и каникулы
1. | Подъем | 9.00 |
2. | Туалет, умывание, уборка постели | 9.00 – 9.30 |
3. | Подготовка к завтраку, завтрак | 9.30 – 10.00 |
4. | Прогулка, игры, свободные занятия | 10.00 – 14.00 |
5. | Подготовка к обеду, обед | 14.00 – 14.30 |
6. | Игры, прогулка, свободные занятия | 14.30 – 17.30 |
7. | Полдник | 17.30 – 18.00 |
8. | Приготовление уроков, занятия по школе | 18.00 – 20.00 |
9. | Ужин | 20.00 – 20.30 |
10. | Свободные занятия (чтение, спокойные игры) | 20.30 – 22.30 |
11. | Подготовка ко сну | 22.30 – 23.00 |
12. | Сон | 23.00 – 9.00 |
Мой режим дня
1. | Подъем | 7.00 |
2. | Туалет, умывание, уборка постели, разбудить Даню | 7.00 – 7.30 |
3. | Подготовка к завтраку, завтрак | 7.30 – 7.45 |
4. | Проводить Даню в школу | 7.45 – 8.00 |
5. | Гигиенические процедуры с Мишей | 8.00 – 8.30 |
6. | Приготовить завтрак Мише, покормить Мишу | 8.30 – 9.00 |
7. | Занятия и игры с Мишей | 9.00 – 9.30 |
8. | Уборка квартиры, а Миша играет самостоятельно | 9.30 – 10.30 |
9. | Кормлю вторым завтраком Мишу | 10.30 – 11.00 |
10. | Подготовка к прогулке, прогулка | 11.00 – 12.00 |
11. | Подготовка к обеду, обед | 12.00 – 12.30 |
12. | Укладываю Мишу и занимаюсь своими делами | 12.30 – 15.00 |
13. | Кормлю обедом Даню, общение с Даней, у меня полдник | 15.00 – 15.30 |
14. | Подготавливаю полдник Мише, кормлю Мишу | 15.30 – 16.00 |
15. | Подготовка к прогулке, прогулка с Мишей и Даней | 16.00 – 17.30 |
16. | Игры, занятия, чтение книг с Мишей | 17.30 – 18.30 |
17. | Подготовка к ужину, ужин | 18.30 – 19.00 |
18. | В теплый период – прогулка перед сном с Мишей. В холодный период – спокойные игры, чтение книг с Мишей | 19.00 – 20.30 |
19. | Накормить ужином Даню и мужа | 20.30 |
20. | Купание Миши | 20.30 – 21.00 |
21. | Укладываю Мишу спать, читаю книгу Дане на ночь | 21.00 – 22.00 |
22. | Свободные занятия, уборка, отдых | 22.00 – 23.30 |
23. | Приготовление ко сну, сон | 23.30 – 7.00 |
В выходные дни я живу по Мишиному режиму дня. Просыпаюсь вместо 7.00 в 8.00, соответственно завтракаю позже, вместе с Мишей.
У мужа выходной только в воскресенье. Все остальные дни он работает. Просыпается в 5.50 утра, до 6.40 умывается, завтракает, играет в компьютер или читает книгу. В 6.40 уходит на работу. Приходит с работы всегда по-разному, в среднем в 19.00. Присоединяется к нам на вечернюю прогулку. Потом ужинает, или наоборот, сначала ужинает, потом присоединяется гулять с нами. Потом отдыхает перед телевизором. Помогает мне, если что-то прошу. Купаем Мишу вместе. Посуду моет вечером муж (укладывает в посудомойку).
В выходной день просыпается позже, но не намного, он спать долго не может, по инерции может в 6-7 утра уже проснуться. Проводит время с нами, делает какие-то дела по дому, выбираемся куда-нибудь гулять, ходим в бассейн всей семьей, готовит кушать или вместе готовим. Ходим в кинотеатр по очереди: я с подругой, а он с Даней или один (в зависимости от кино). В дневную прогулку гуляет с Мишей, а я занимаюсь своими делами.
С уважением, Анастасия Шарапова
Я тоже за режим дня. И маме удобно, можно планировать какие-то дела, и ребенок уже привыкает, что вот сейчас поиграем, потом будем кушать, потом спать. И в будущем проще будет адаптация к садику, если придерживаться подобного режима.
Правда, с малышами в этом плане чуть сложнее, т.к. режим у них меняется часто. Вот у нас сейчас переходный период, плавно готовимся к одному сну))) В такой период я ничего не планирую)) Как уснула, там и спит)))
У нас уже давно один сон. Ооо, если бы спал два раза, я была бы только счастлива:).
У нас нет особых проблем с режимом, он может «прыгать» на 30 минут как в большую, так и в меньшую сторону.
Еще, когда ребенок болен, он тоже может спать дольше или больше, но это, слава Богу, не часто.
да, режим важен всем- это точно))) у нас никогда с ним не было проблем и перейти всегда плавно получалось и ребенку требуется два три дня максимум на какие- то временные изменения))) у нас почти такой же режим, Настя… но в общем ты знаешь))) я была всегда за строгий режим)))))
А у меня Миша все же больше «сова», ему проще лечь позже и позже встать, чем наоборот. Нам, чтобы войти в график, который сейчас (под детский сад), заняло довольно много времени, не два и даже не пять дней, а гораздо больше. Теперь стараюсь придерживаться этого графика, потому что понимаю, что в детском саду будет проще адаптироваться.
это ты правильно начала))) не успеем оглянуться как уже лето пролетит и детки в сад пойдут)))
Настя, как ты верно написала про ритмичность жизни. Я даже не знала. что это так серьезно и может сказаться на качестве жизни. Например, я раньше была «сова», почему пишу раньше, потому что сейчас не знаю, кто я. Муж у меня «жаворонок», и этот жаворонок поменял мне все ритмы жизненные. То есть такие, казалось мелочи, оказывают сильное влияние на то, что будет дальше.
Режим — это то, без чего маме с детьми ну никак нельзя. Мы с дочкой составили расписание, по которому она живет, иначе ничего не успевала. А тут — все расписано, часы под боком, за опоздание наказываем (наличие-отсутствие планшета, телевизора, карманных денег), за успехи — поощряем по мелочи. Так и живем, а без режима — никуда.